«Вы кого нам везете? Инвалидов не принимаем!»

Июн 14 • Неудобная тема • 822 Просмотров • Комментариев к записи «Вы кого нам везете? Инвалидов не принимаем!» нет

Мы не первое средство массовой информации, которое рассказывает об этом случае, хотя узнали о нем не от коллег, а, что называется из первых рук. Татьяна Александровна сама позвононила в редакцию, затем на электронную почту главного редактора Александра Андронюка прислала короткое, но полное боли и отчаяния письмо. Именно его мы взяли за основу и публикуем сегодня, практически без правки. Для чего мы это делаем? Отнюдь не для унижения врача, заявившего «инвалидов не принимаем». Не исключено, что действительно, как заявил главный врач, он просто заработался.Хотя именно ему, главному врачу Лаврову Александру Николаевичу, на мой взгляд, прибавило бы авторитета публикация в средствах массовой информации своей позиции, ведь случай подобный явно не первый, да и судя ситуации в здравоохранении, не последний. Ну, что сделано, то сделано. Наша же задача сегодня, еще раз поднять эту тему, дабы люди понимали, что дальше делать.
О том, что делать, чуть позже, а пока письмо Татьяны Александровны.
«3 мая 2018 года у моего сына 41 летнего Владимира (инвалида 1 группы по заболеванию опорно-двигательного аппарата) поднялась высокая температура 39,1 градуса. Он стал задыхаться. Я вызвала скорую помощь. Приехавший на вызов врач , послушал его и сказал дыхание тяжелое, нужно вызывать терапевта. Терапевт поставил диагноз – фолликулярная ангина и дала нам направление в инфекционное отделение центральной городской больницы «Дубки». У Владимира серьезная травма позвоночника, поэтому он передвигается с помощью родных. Мы с трудом довезли его до больницы. В приемном покое нам выдали коляску и помогли подняться на 2 этаж. Медсестра позвала врача. Первое, что он сказал, как только увидел нас «Вы кого нам везете? Инвалидов не принимаем!» Сколько нам надо было приложить сил, чтобы с высоченной температурой, ослабленного- привести сюда. Врач даже не послушал его, просто глянул на горло и отослал к лору. Санитарка, которая везла в коляске Владимира, открывала коляской двери, везла по кочкам, он кричал от боли. «Что вы делаете?» -стонал Владимир. Она сказала : «У меня скоро автобус, мне надо быстрее.» У лора нас ждал второй сюрприз- врач сообщил, что по его специализации ничего нет, поставил диагноз «ОРВИ» и отправил в инфекционное отделение. Мы так и ходили по кругу, а сыну становилось все хуже. Во второй визит доктор даже не соизволил выйти. Только из телефонного разговора с медсестрой , поняла, что он брать его не хочет. Медсестра сказала, может вы объясните маме сами, но он сказал, чтобы она поднялась сама. Через несколько минут медсестра мне передала бумажку, в которой доктор написал, что осмотрел сына повторно, и рекомендовал амбулаторное лечение. У сына стало плохо с сердцем. Я кричала, помогите кто-нибудь. В ответ мы только услышали, а сердце мы здесь не лечим. Верните нам коляску, нам нужно домой.
На следующий день я отправилась к главному врачу ЦГБ Александру Лаврову. Он внимательно меня выслушал, тут же позвонил зав.инфекционным отделением и велел положить сына в палату, которую ведет она , а также собрать консилиум. По поводу такого хамского поведения доктора( фамилия редакции известна), он ответил: «Много работает, сорвался».
В больницу мы больше не поехали, сын очень тяжело перенес наше первое путешествие. Лечим сами, лекарствами , что выписал терапевт.Татьяна Александровна,г.Арзамас .»
А вот теперь информация для тех, кто решил до конца бороться за свои права, испытав все «прелести» медицинского обслуживания.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) медицинские (и фармацевтические) работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
Как следует из статьи 1 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012, опубликован не был) миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Из статьи 28 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации следует, что врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности. Однако стоит отметить, что Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации не входит в действующую систему нормативных правовых актов и не является обязательным к исполнению для медицинских работников.Что касается нормативных правовых актов обязательных для исполнения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ № 323 одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
При этом, согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ № 323 приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Однако важно понимать, что юридически невозможно поставить знак равенства между «правом пациента» и «приоритетом интересов пациента».
Из части 5 статьи 19 ФЗ № 323 следует, что пациент имеет право на:
Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с ФЗ № 323;
Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
Получение консультаций врачей-специалистов;
Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
Отказ от медицинского вмешательства;
Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Право же на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников не перечислено среди вышеозначенного ряда прав пациента.
Что касается обязанностей медицинских работников, то таковые обязанности перечислены в части 2 статьи 73 ФЗ № 323. Так, медицинские работники обязаны:
Оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
Соблюдать врачебную тайну;
Совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
Назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
Сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12.04. 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 ФЗ № 323.
При этом, как следует из части 2 статьи 73 ФЗ № 323, соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное отношение к пациенту не является прямой обязанностью медицинского работника.
Кроме того, стоит отметить, что соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное отношение к пациенту ни коим образом не соотносится с Критериями оценки качества оказания медицинской помощи, утвержденными Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан, т.е. не влияет на качество оказания медицинской помощи.
Итогом всему вышесказанному является вывод о том, что что у пациента нет как такового законодательно закрепленного права на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации, а у медицинских работников нет законодательно закрепленной обязанности соблюдать этические и моральные нормы, а также уважительно и гуманно относиться к пациенту.
Отметим лишь, что обязанность уважительно и гуманно относиться к пациенту может быть закреплена на уровне локальных актов медицинской организации. Также нарушение принципов этики и морали может стать основанием для наложение штрафа на медицинскую организацию, однако это возможно столько в случае оказания медицинской помощи в рамках ОМС.Однако нельзя не сказать о том, что необходимо видеть грань между неумелым соблюдением основных принципов этики и морали и откровенным хамством, оскорблением пациента, причиняющим моральный вред пациенту.
В любом случае, пациент всегда имеет право защищать свои права и законные интересы в претензионном порядке, например, обратившись с претензией к главному врачу медицинской организации, судебном порядке, а также обращаться с жалобами в компетентные органы (Минздрав России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минздрав России и т.д.)
Также, пациентам важно знать, что в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Нельзя и не упомянуть об ответственности за оскорбление. Согласно статье 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа:
На граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
На должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
На юридических лиц — от 50 000 до 100 000рублей.
Иной спросит, насколько все это работает, может закон только на бумаге? Судите сами. Вот лишь некоторые примеры.
Россиянка получит по решению суда всего 100 тысяч за потерянную из-за ошибок медиков ногу. Как установил суд в январе 2017 года женщина обратилась в поликлинику с жалобами на боль и отек правой стопы.
Ей дали направление на госпитализацию в хирургическое отделение городской больницы, однако там в приеме отказали из-за отсутствия мест. Женщина вернулась в поликлинику, где врач-хирург направил ее на консультацию к терапевту и ревматологу.
Из-за очереди пациентки удалось попасть к узкому специалисту только через 10 дней, и тот вернул ее обратно к хирургу для решения вопроса с госпитализацией.
«Спустя неделю после безуспешных попыток консервативного лечения ей была проведена ампутация правой ноги на уровне верхней трети бедра», – говорится в сообщении.
Сама вопиющая история произошла в Иркутской области. При этом ответчики по делу – больница и поликлиника – исковые требования не признали, утверждая, что дефектов оказания медицинской помощи допущено не было, сообщает Интерфакс.
А как вам такой пример?! В селе Чишмы Башкирской Республики пациентка пришла на прием к хирургу Артуру Г. зашить рану. А потом, как и многие, выплеснула свое недовольство в соцсетях: обвинила врача в халатности и отвратительном качестве медпомощи. Женщина заявила, что рана начала гноиться, долго не заживала, и ей пришлось обращаться к другим докторам. Гневный пост пациентка разместила в одной из групп соцсети «ВКонтакте», подписчиками которой состоит почти полпоселка.
Хирург узнал о скандальной публикации от коллег и немедля зафиксировал оскорбивший его отклик: заверил у нотариуса скриншот страницы в соцсетях. А потом обратился в суд с требованием о компенсации. Как сообщают местные СМИ, медик представил документы, подтверждающие, что он добросовестно выполнил все действия, положенные в подобных случаях. А также пояснил в суде, что пациентка явилась на прием пьяной, рана уже была с нагноениями и зашить ее было попросту невозможно. Поэтому доктор почистил рану, сделал перевязку и выписал необходимые лекарства.

Артур Г. оценил свой ущерб в 50 тысяч рублей, в итоге ему присудили 5 тысяч. Однако дело стало ярким прецедентом и заставляет задуматься: выходит, теперь любая жалоба на врача в соцсетях может обернуться судом и штрафами для пациентов?
Кстати,в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий штрафы в размере от 1000 до 2500 рублей за хамство в отношении медработников.
Подготовил Арсений Холмский

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Иммануил Кант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »