Гипермаркет или тюрьма?

Апр 27 • Неудобная тема • 121 Просмотров • Комментариев к записи Гипермаркет или тюрьма? нет

Добрый охранник Арзамасского Ашана показал журналисту листок с текстом без печати и подписи и сказал, что это и есть для них главный документ. Неужели он важнее закона? Какой будет позиция областной прокуратуры?
В арзамасском «Ашане»( «Наша Радуга» ТЦ «Омега») бываю довольно таки часто. И каждый раз при входе в торговый раз и при выходе из него вижу одну и ту же картину. При входе охранники «предлагают» покупателям упаковать личные вещи, а при выходе сверяют купленный товар с чеком, причем даже тогда, когда рамка не запищала.
Сам на эту откровенную дурь и беззаконие не ведусь, поэтому и не «предлагают», зная в лицо, просто отворачиваются. А были случаи, когда по рации друг другу передают, что «Андронюк зашел в торговый зал, работаем по закону.» И действительно, настойчивые просьбы что-либо упаковать и сверить какое-то время не применяются, затем беззаконие снова набирает обороты. Так случилось и в начале минувшей недели, когда мы с сыном заехали в «Нашу Радугу». В глаза сразу же бросилось, что мужчина, купивший несколько бутылок минеральной воды, при выходе повергся тотальной сверке, вернее весь товар, с чеком. То же самое произошло и со вторым покупателем. Поинтересовался у охранника, а на каком основании идет такая сверка, ведь после оплаты товар автоматически становится собственностью покупателя?! Мой диалог с охранником был похож на разговор глухого со слепым. Единственное, что внятно удалось услышать, что они действуют на основании какой-то их внутренней инструкции. Попросил пригласить старшего из их смены. Надо отдать должное оперативности, молодой человек с листом бумаги формата А-4, пришел быстро. Познакомились, оказалось, что тезки. Уже без эмоций спокойно обо всем поговорили, Александр даже разрешил сфотографировать эту инструкцию, документом это назвать явно нельзя, ибо на ней нет ни печати, ни подписи. Это своего рода внутреннее руководство действий охранника на случай, если покупатель отказывается предъявить кассовый чек для проверки. Не знаю, уволит ли руководство охранного предприятия Александра, который так лихо рассекретил должностную инструкцию главному редактору «Арзамасских вестей» или нет, но читатель, на мой взгляд, должен понимать, чем же действительно руководствуются охранники «Нашей Радуги» в Арзамасе.
Итак, что же написано в сей «грамоте», может, она действительно главнее всех законов в России и которой руководствуются в своей деятельности охранники «Нашей Радуги»?! Цитирую.
Первые строчки этой бумаги напоминают о том, что «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.( ст.1064 ГК РФ). ООО «Ашан» не является причинителем вреда вашему имуществу и не может нести ответственность за действия неустановленных лиц, совершивших хищение вашего имущества».Эти, строки, видимо, охранник должен заучить наизусть и без запинки произносить покупателю, если у того что- то пропадет в торговом зале.«Более того, действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность продавца по охране личного имущества покупателя на время и после совершения покупок. Исходя из ст.492 ГК РФ охрана продавцом личных вещей покупателей предметом договора купли-продажи не является. Учитывая вышеизложенное, ООО «Ашан» не имеет возможности удовлетворить заявленные покупателем требования. По факту хищения имущества покупателю надлежит обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел.» Вот такая преамбула. Ничего комментировать пока не буду, а познакомлю с тем, что согласно этой бумаге должен делать охранник, если покупатель отказывается предъявить кассовый чек для проверки. Здесь всего 4 пункта.
1.Проверка производится в интересах покупателя( кто бы сомневался- авт.) с целью выявить факт возможной ошибки сканировщика: товара в наличии меньше, чем его оплачено по чеку.
2.Если покупатель дальше возражает по поводу предъявления кассового чека,то говорим покупателю, что на аппарате оплаты имеется напоминание следующего содержания: «предъявите чек сотруднику магазина».Таковым сотрудником является сотрудник ЧОО на выходе с линии оплаты и он в соответствии с правилами магазина( а не закона- авт.) обязан убедиться в том, что товар оплачен в соответствии с кассовым чеком и не имеет каких-либо нарушений как со стороны магазина, так и со стороны покупателя.
3.Если покупатель продолжает противиться , мы напоминаем ему о том, что он должен придерживаться некоторых правил, а именно( Письмо Комитета РФ по торговле от 17.03.1994 г. Раздел 6 «Права и обязанности покупателя». Покупатель обязан сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания.
4.Помимо этого уточняем, что покупатель обязан соблюдать ГК РФ, а именно ст.493 Форма договора розничной купли-продажи.
«… договор купли- продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара». Так как оплата товара в магазине производится с помощью аппаратов оплаты, то контролирующие функции осуществляет не сканировщик, или аппарат оплаты, а сотрудник ЧОО, который обязан убедиться в наличии кассового чека и в соответствии товаров кассовому чеку.Данная форма контроля имеет своей целью подтверждение перехода права собственности от продавца к покупателю».Вот такая инструкция. А теперь, что называется, приступим с «разбору полетов», то бишь соответствие этой бумажки действующему законодательству.Значит, в соответствии с правилами, которые выдумал магазин для своего же удобства, на охранников «Ашана» нет управы. Получается мальчикам-топлес можно крутиться над любым открытым товаром, это ничего, что с них падает, прыгает или капает, не дай бог, на продукты, им так удобно и не запрещено администрацией. Мне же, законопослушному гражданину, после оплаты товара нельзя пройти так, чтобы охранник не сунул нос в корзину. Из общения с охранником, узнаю, что им как и мне, не нравится установка проверять чеки на выходе.
— Мы видим, как покупатель расплачивается за товар, металлоискатель не срабатывает, значит, все нормально. Люди не понимают, для чего это делается, но все же выполняют наши требования.
Вот так, ни больше и не меньше «Выполняют наши требования». О чем и для чего, неважно, Боязнь как бы чего не вышло, сидит в нас так глубоко, что выкорчевывать ее надо не одно десятилетие. Именно на этом строятся отношения с покупателями хозяев и директоров магазинов. Как объясняют юристы, в магазинах самообслуживания типа «Ашана» проверка чеков и купленных товаров разрешается только в случаях срабатывания сигнализации при проходе покупателя через магнитную стойку.
Не так давно меня поставили в тупик более оригинальным объяснением. Мы с другом купили DWD-плеер, кассир проверила, что находится в коробке, взяла деньги, выдала чек. За пределами кассы в метре от нее нас остановил охранник и приказным тоном предложил открыть коробку. На вопрос, для чего это нужно, он ответил: «А вдруг продавец положил вам туда более дорогой товар!». Мы попросили позвать кого-нибудь из начальства, находившегося в тот момент в магазине. К нашему удивлению, пришел старший продавец, что выдавал нам товар. Внятно объяснить действия охраны он так и не смог. Лучше всего на этот вопрос отвечает закон.Работник службы охраны не имеет права досмотра. Это могут делать только сотрудники милиции с двумя понятыми. Так что охранник, при всем его желании и рвении, не может копаться в ваших вещах. Максимум, что он может сделать, позвонить по телефону 02 или в ближайшее отделение полиции и сообщить о своих подозрениях. Именно о подозрениях. Вы знаете, что ничего не украли и поэтому можете смело топать домой. Ни один закон не обязывает вас ждать прибытия полиции. Вы можете оставить охранника там, где ему надлежит находиться. Единственное, на что он имеет право, следовать за вами и просить, даже умолять дождаться приезда полиции сообщать ей о вашем маршруте.Есть еще одно обоснование нашей правоты в таких случаях. Вряд ли продавцы знают, что, покупая товар, с юридической точки зрения, мы совершаем сделку купли-продажи и, отдав деньги за покупку, условно ставим подпись под договором сделки. Это и есть окончание процедуры. После нее мы никому, ничего не должны! Охранникам, тем более.Порядок продажи товаров в магазинах самообслуживания установлен «Примерными правилами работы предприятий розничной торговли» (письмом Госкомторга РФ от 17 марта 1994 г. №1-314/32-9). Работники таких предприятий не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи при выходе. Покупатель обязан пользоваться инвентарной тарой и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала. Проверка ФАКТА покупки правилами не запрещена и не является нарушением.Внутренние правила некоторых магазинов запрещают заходить в зал с детскими колясками, мороженым, пирожками. Пример по случаю. В одном из городов нашей необъятной родины охранник не пустил в торговый зал женщину с коляской. Она подала в суд на хозяина за моральный вред и выиграла его. Тот оплатил все издержки, долго извинялся, но прецедент был создан.Нечто подобное практикуется и у нас. В одном из промтоварных магазинов запрещают проход с колясками. Причина очень оригинальная: «У нас дорогие прилавки, их могут поцарапать или испортить». Для каждой дурной идеи обязательно найдется подходящее объяснение, даже не сомневайтесь, но оно со стопроцентной гарантией будет находиться за рамками закона. Поэтому надо помнить расхожую фразу, занесенную в наши мозги с перестройкой «Что не запрещено законом, то разрешено!»Недавно в одном из больших торговых центров охранника лишили премии как раз за ретивое исполнение не своих обязанностей по досмотру. На него пожаловалась покупательница и, как видите, сработало.Вот так мы и живем. Избавиться от охранников нельзя, они тоже нужны, но не с таким подходом к нам, покупателям. И еще -нас никто не будет уважать до тех пор, пока мы не научимся уважать самих себя.
И в конце хотелось бы добавить от себя памятку, что делать в таких ситуациях:
1.Быть предельно спокойным, но стоять на своем. Не совершайте противоправных действий, но не бойтесь адекватно пресекать незаконные действия против вас.
2.Если вас притесняют, звоните в полицию, да, это работает.
3.Если вас приглашают куда-то пройти, не соглашайтесь. Магазины не любят конфликтных ситуаций у касс и это шанс, что проблема решится до вызова полиции, а это ускорит процесс.
Александр АНДРОНЮК
Просим считать публикацию официальным запросом редакции в прокуратуру Нижегородской области на предмет превышения полномочий частной охранной организацией «КНБ-3 плюс» Санкт-Петербург,, осуществляющей свою деятельность в ТЦ «Наша Радуга»( Ашан) г. Арзамас.

ц

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »