Его боялись фашисты

Ноя 12 • Обзор номера • 22 Просмотров • Комментариев к записи Его боялись фашисты нет

Он был настоящей легендой. Им гордились не только в СССР, но и во всем мире.
Русский летчик Александр Покрышкин заслуженно считается лучшим асом антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Он не только стал первым пилотом
по числу побед (59 подтвержденных, а в действительности — 67), но и создал
уникальную школу отечественного истребительного боя. Покрышкин идеально
чувствовал свой самолет и был непревзойденным мастером пилотажа.
22 июня 1941 года стало поворотным днем не только для всей страны, но и лично для
летчика Покрышкина. Трагические события тех суток он всю жизнь будет помнить
посекундно, мечтая забыть. Но стереть их из памяти не получится.
55-й истребительный авиационный полк, в котором служил заместитель командира
эскадрильи старший лейтенант Александр Покрышкин, располагался в Бельцах, у
самой границы с Румынией.
Все выше, и выше, и выше Стремим мы полет наших птиц, И в каждом пропеллере
дышит Спокойствие наших границ
Уже в первые часы войны враги уничтожили значительную часть советской
авиации. После неожиданных предутренних налетов на приграничных аэродромах
царил хаос: взлетные полосы и капониры разворочены взрывами, горят ангары,
цистерны с горючим и казармы личного состава, много убитых и раненых. Связь
нарушена, сообщения и приказы не проходят. Все ждут новых ударов.
И вот с запада слышится гул моторов. К месту дислокации 55-го истребительного
подходит группа бомбардировщиков. Сомнений не было: фашисты будут бомбить
аэродром. Покрышкин взлетел и бросился на перехват.
Словно на тренировке, летчик зашел в хвост левому крайнему и метров с пятидесяти открыл огонь. Прошитый точной очередью бомбардировщик задымил и пошел вниз, а МиГ Покрышкина, попав в спутную струю атакованного противника, сорвался
в крутую бочку. С трудом справившись с управлением, пилот сделал горку и приготовился к атаке правофлангового группы. Зайдя сверху, он уже готовился дать очередь по новой цели и вдруг разглядел на крыльях бомбардировщиков красные звезды. Осознание произошедшего было
мгновенным: перед ним летел советский легкий бомбардировщик Су-2, недавно
поступивший на вооружение ВВС.
Но такой поступок привел бы к бессмысленной гибели сразу двух самолетов. А
ведь война только началась. Искупить вину можно и по-другому. Вырвав МиГ из
смертельного пике, летчик взял курс на свой аэродром.
К счастью, командиру Су-2 капитану Гузенко удалось посадить подбитую машину.
Был тяжело ранен штурман (по другим сведениям, он погиб). Случись это в другое
время, Покрышкина немедленно отстранили бы от полетов и отдали под трибунал,
но искать виновных в неразберихе первых дней войны было некогда да и некому.
Штурмовики люфтваффе беспрерывно атаковали наши приграничные аэродромы,
летчики гибли на земле и в воздухе.
Так начал войну будущий легендарный советский ас, трижды Герой Советского
Союза Александр Покрышкин.
Александр Иванович Покрышкин родился 6 (19 марта) 1913 года в городе НовоНиколаевске (с 1926 года — Новосибирск) Томской губернии.
Судьба с самого начала готовила его к испытаниям. Саша был вторым ребенком
из шести (еще четверо умерли в младенчестве). Отец их, выходец из крестьян
Вятской губернии, освоил множество профессий: работал печником, ломовым извозчиком, каменщиком, кровельщиком. В результате несчастного случая на стройке
он стал инвалидом и был вынужден заниматься кустарным промыслом. В годы
нэпа семья взяла патент на торговлю галантерейными изделиями. Богатства это
не принесло, жили Покрышкины бедно и тяжело. Настолько, что в 1934 году глава
семьи покончил с собой.
Первый в своей жизни летательный аппарат Саша Покрышкин увидел на поле
новосибирского военного городка. У 12-летнего Саши денег на «крылья
родины» не было, но потрогать самолет ему разрешили. В тот день он решил стать
летчиком
Он окончил семь классов и ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества), получив специальность слесаря-лекальщика, но постоянную работу найти не мог —
перебивался случайными заработками, был безработным, стоял на учете на бирже
труда. У бедного сибирского паренька было не так много возможностей добиться
чего-то в жизни. Одна из них — военная служба. В 1932 году Покрышкин записался
добровольцем в Красную армию и сразу же попросился в авиацию.
Настойчивого и смышленого парнишку, уже имевшего слесарную специальность, направили сначала в Пермскую, а затем Ленинградскую школу военных
авиатехников. Окончив ее в конце 1934 года, Покрышкин получил распределение
в Северо-Кавказский военный округ. В его обязанности входило техническое
обслуживание авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Красной армии.
К самолетам он стал ближе, но о полетах по-прежнему только мечтал. Тогдашние
«летуны» презирали «технарей».
Нужно было двигаться дальше. Покрышкин записался в Краснодарский аэроклуб,
и, пока его сверстники приятно проводили свободное от службы время, гуляя с
девушками, целеустремленный технарь осваивал теорию летного дела.
Упорные тренировки дали результат: во время очередного отпуска втайне от руководства Покрышкин всего за 17 дней освоил годовую программу подготовки пилота гражданской авиации. В ноябре 1938 года был удовлетворен его 39-й рапорт с
просьбой о переводе в летную школу. На переживания и исцеление душевных
ран в июне 1941-го времени не было.
Люфтваффе уничтожало советские боевые самолеты прямо на аэродромах. Те же, что успевали подняться, сбивали опытные немецкие асы, прошедшие школу воздушных боев в Европе, закаленные в битве за Англию. Нашим летчикам приходилось учиться на собственных ошибках,
цена которых была безмерно высока.
Тем важнее в эти страшные дни были первые победы летчиков. Реабилитироваться за роковую ошибку Покрышкину удалось уже на следующий день, 23 июня 1941 года.
Двойка МиГов получила задание произвести разведку переправ через пограничную реку Прут. На обратном пути нашу пару атаковала пятерка мессершмитов Bf-109E.
Вот как рассказывал Покрышкин о своем первом воздушном бое:
«Летал я тогда на МиГе. Это была выносливая машина. На больших высотах
она вела себя отлично: ее скорость и маневренность возрастали. Помню, в эту
первую реальную встречу с противником меня охватило спокойствие, мысль работала быстро и напряженно. Я еще раз оценил обстановку: три мессера внизу и
два вверху. План боя был решен мгновенно. Набирая высоту, я встретился лоб
в лоб с тройкой немцев, шедших в нижнем ярусе. Желтый, с резко обрубленными
крыльями самолет взмыл перед самым носом моего МиГа. Я сделал разворот и
оказался у него в хвосте.В этот момент один из мессеров верхнего яруса стал
заходить мне в хвост. Белые трассы пуль прошли совсем рядом. Резким рывком,
до полного потемнения в глазах, я рванул машину вверх, и немец остался в стороне.
Он не смог сделать такой резкий маневр.
Осмотревшись, я увидел, что мой ведомый Семенов выходит из боя. Как позже
выяснилось, у него сдал мотор. Пикируя, я свалился на ближайшего мессера и с
очень близкой дистанции дал очередь.Вспыхнув, он рухнул вниз. Я проводил его
взглядом, и это едва не стоило мне жизни.
Еще один немец подобрался ко мне сзади. Резкие удары вражеских снарядов разворотили левую плоскость и бак. Машина перевернулась. Вернув ее в нормальное положение, я попробовал драться еще.
Но самолет плохо слушался управления. Надо было выходить из боя. Я скользнул
вниз, прижался к земле и, чувствуя, как машина теряет устойчивость, потянул на
свой аэродром. Сел я как обычно, зарулил по всем правилам и, выключив мотор,
откинулся на бронированную спинку сиденья. Страшно хотелось пить. К моему
МиГу бежали летчики. И Семенов бежал, в шелковом подшлемнике, возбужденный.
«Тебя ведь зажгли!» — закричал он. Он прилетел раньше и сказал, что видел,
как я, подбитый, камнем пошел к земле.
Как водится у летчиков, я движением рук обрисовал воздушную обстановку, удар
по хвосту мессершмита и скольжение на крыло. Это был мой первый немец».
Покрышкин идеально чувствовал свой самолет и был непревзойденным мастером
пилотажа.
В бою он старался использовать свои сильные стороны. Он атаковал противника первым, стремительно падая на него сверху, бил короткими очередями с максимально близкого расстояния, с 50 метров и менее, после атаки мгновенно уходил
вниз, а затем — резко вверх. Такую технику боя он назвал «удар сокола».
В групповом воздушном бою Покрышкин всегда выбирал самого сильного и
агрессивного противника. Определял ведущего группы и первым его атаковал.
Сбивал обычно первой же стремительной атакой, чем вызывал замешательство у
остальных.
История боевого пути летчика-истребителя Александра Покрышкина уникальна. Подняв в воздух МиГ-3 22 июня 1941 года, он за годы войны совершил 650 боевых вылетов. Причем в последний раз — уже после 9 мая 1945 года, в небе над Прагой.
Летный почерк Покрышкина немецким летчикам был хорошо известен, но одно
дело — знать, что именно сделает наш ас в теории, и совсем другое — противостоять
ему в небе. Уже в 1943 году наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали
своих пилотов: «Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!» («Внимание! В небе Покрышкин!»)
За время войны Александр Покрышкин провел 156 воздушных боев, основная
часть которых приходится на период с 1941 по 1943 год. В то тяжелое время летчики люфтваффе имели преимущество и в опыте, и в материальной части. Но ни в одном из этих боев наш ас не был сбит. Ни разу его самолет не был подожжен и огнем зенитных орудий во время штурмовки наземных целей.
Более того, Покрышкин даже ни разу не был серьезно ранен. В одних случаях от
смерти его спасали миллиметры, в других — чудо. Весной 1942 года вражеские бомбардировщики атаковали наш аэродром.
МиГ Покрышкина готовился взлететь на перехват, когда рядом с ним воткнулись в
мягкий грунт три авиабомбы, но ни одна не разорвалась.
Однажды в горячке воздушного боя Покрышкин даже не почувствовал, что его
шею и грудь заливает кровь. Как потом выяснилось, пуля, пробив бронированную
спинку сиденья, срезала ремень, угодила в стойку кабины, срикошетила от нее и
чиркнула летчика по подбородку
В другой раз осколок снаряда застрял в рамке прицела.
Однажды летчик был вынужден совершить аварийную посадку в нескольких десятках
километров за линией фронта. Самолет оказался поврежден, своими силами отремонтировать его и поднять в воздух было невозможно, но и бросить верного
друга Покрышкин не мог. Найдя на дороге брошенную полуторку, летчик прицепил к
ней самолет и несколько дней тащил его к линии фронта. Вырваться к своим ему удалось вместе с выходившей из окружения частью. Самолет пришлось уничтожить, но
полуторку летчик пригнал в часть. «Махнул у фрицев на самолет», — шутили однополчане. Они уже записали товарища в погибшие, помянули его фронтовыми ста
граммами и поделили между собой немногие его вещи — на память.
Кандидат военных наук, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов —
Покрышкин также является автором книг:
«Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать
себя в бою». Он награжден многими орденами и медалями.
Умер знаменитый летчик Александр Иванович Покрышкин в возрасте 72 лет 13
ноября 1985 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

«