Дума или масонская ложа?

Ноя 10 • Неудобная тема • 1255 Просмотров • Комментариев к записи Дума или масонская ложа? нет

Власть в городе поменялась. Хорошо это или плохо? – поживем-увидим. Хотя сказано: всякая власть от Бога. Бывает, что и в наказание.

Эти заметки я адресую прежде всего новому городскому начальству, с которым, как показали выборы, многие связывают надежды на перемены; депутатам думы, которые, если и не сулили нам золотые яблочки и кисельные берега, то обещали, по крайней мере, обеспечить благополучие, порядок и комфортную среду проживания, прислушиваться к мнениям горожан.

В интересах города или одной группы

По моему ощущению, наша городская дума стала подобна масонской ложе, где все, что происходит, держится в глубокой тайне и куда доступ чужому воспрещен. Произошло это не вчера, а еще при пятом созыве. В чем причина и кто виноват, не берусь судить. Да и не все ли равно. Сейчас важно, чтобы в деятельность думы вернулась открытость, которую она демонстрировала на первых четырех созывах.

Давайте вдумаемся, почему произошел сыр-бор в пятой думе. Говорят, депутаты были недовольны мэром. Вполне возможно. Так отчего молчали, отчего не аппелировали к избирателям? Хотели по-тихому, втайне от населения произвести смещение. Не вышло, все выплыло наружу, да еще обернулось грандиозным скандалом и «разруливать» ситуацию призвали губернатора и московских представителей партии «Единая Россия».

Мне могут возразить, о какой закрытости идет речь: решения думы публиковались в печати (это правда, но положа руку на сердце, мало кто их читает), телевидение «крутило» репортажи с заседаний, давало в полном объеме выступления докладчиков (полагаю, немного было охотников от начала до конца высидеть у «ящика», слушая какой-нибудь доклад, да и цифирь на слух не воспринимается). А ведь в былые годы в прессе подробно рассказывалось, как депутаты работают в комиссиях, как на их заседаниях (нередко в «схватках» между самими депутатами или же с представителями администрации) происходит обсуждение документов, выносимых на думу, подмечались разные точки зрения народных избранников по тем или иным вопросам. Да и репортажи с заседаний думы привлекали внимание горожан. По этим публикациям и телерепортажам избиратели могли судить, активен ли их «избранник», какова его позиция. Ныне – сухие документы, даже без комментариев.

Вот свежий пример. 12 октября дума приняла решение, где сказано, что она согласовала дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет города 2016 года в размере 5,1 процента. Ну и что? Больше это или меньше того, что было прежде? Выиграет или проиграет городская казна? Как понимаю, администрация предоставила депутатам эти расчеты. Но почему же для населения это тайна за семи замками? Полагаю, что думе необходимо в корне пересмотреть свое отношение со СМИ и не бояться «выноса сора из избы», чтобы можно было отражать не только мнение большинства, но и оппонентов.

По всем прогнозам, будущий год не сулит ничего хорошего в финансовом обеспечении. Поэтому надо доходчиво и терпеливо объяснять людям, куда и на что идут бюджетные средства, нужны не часовые доклады, а пояснения, что называется, на пальцах.

Сегодняшней думе будет непросто работать. Потому что в ней существуют две группировки. Мы это понимаем. Потребуется постоянно искать компромисс. И первый шаг в этом направлении уже сделан – заместителями председателя избраны представители обоих «лагерей». Как будут строиться отношения дальше – в интересах одной группы или города? Вот что волнует в настоящее время арзамасцев.

Декорация демократии?

Под занавес своей деятельности забузившая прежняя дума присвоила звание почетного гражданина И. Гордеевцеву. Как сказано в решении, за особые заслуги перед жителями города, общественную деятельность, направленную на благо и развитие города. В том числе, стало быть, за работу на посту председателя совета хранителей духовного наследия.

И вот тут малю-ю-ю-сенькая закавыка: если деятельность председателя  так высоко оценена, то почему городская власть ни во что не ставит предложения совета. Поясню, что имею ввиду.

Некоторое время назад, когда начался разговор о возвращении улицам прежних названий, хранители наследия высказались за то, чтобы рядом с аншлагами наименований улиц советского периода были бы указаны и старые. Это, в общем-то компромиссное решение было обнародовано в «Арзамасских новостях» и, насколько могу судить, не вызвало возражения со стороны населения, промолчали и обе ветви власти – представительная и исполнительная, а как известно, молчание – знак согласия. Прошло года два или три. И что?..

Другой пример. Примерно тогда же в местной прессе я рассказал о потрясающей семье Доброхотовых, что жили в Рождественском (Революционном) переулке. Ни одна арзамасская семья не может похвалиться тем, что она взрастила детей, достигших таких высот признания, как присвоение знаний лауреатов Ленинской и Государственных премий, ставших докторами и кандидатами наук в различных областях и т. д., и т. п. И тогда возникла идея, поддержанная руководством города, увековечить память об этой семье, установив на доме, который, к счастью, сохранился и поныне, мемориальную доску. Был даже составлен текст. Дело осталось за малым – изготовить доску. Но…

Камнем преткновения стало вот какое обстоятельство: дом, оказывается, внешне не совсем в приглядном состоянии, так, по крайнем мере, посчитали чиновники из другого дома, что на Советской. Удивительно, их не смущало, что на развалюхе на улице К. Маркса два десятилетия висела памятная доска сообщавшая, что в начале XX века здесь размещался клуб социал-демократов (ее сняли в этом году, кто – не ведаю). Тогда я высказал предложение установить возле дома знак наподобие того, что в парке у памятника комсомолу. Сказали: нет денег.

И напоследок, чтобы закончить эту тему, приведу еще образчик манкирования мнением совета хранителей наследия. В прошлом году совет представил на награждение знаком «Благодарение хранителю наследия» двух достойных представительниц культуры, внесших заметный вклад в музейное дело. А что на выходе? Кто-то в «желто-белом доме», не посчитавшись с мнением совета, принял решение дать эту награду иному человеку – у него, оказывается, была круглая дата. Заставили документы о награждении переоформить на него и вынесли кандидатуру «уважаемого человека» на заседании думы. Хорошо, что случилось то в Год культуры, и власть подправила свое реноме.

Твердо убежден: совет хранителей, а он создан при мэре, необходим, но не как декорация демократии, а как выразитель общественного мнения, в частности, по сохранению памятников истории и архитектуры, как оберегатель культурного пространства города.

Всем миром

Коллективом преподавателей АФ ННГУ подготовлена к изданию новая книга об истории Арзамаса. Признаемся, необходимость ее давно назрела и стала насущной.

Чем мы сегодня располагаем? «Историческими сведениями» Н. Щеголькова 1911 года выпуска и «Очерками истории Арзамаса», вышедшими в 1981 году. Но и эти два вместе взятые издания, написанные краеведами, не дают целостного представления об истории города и края. К тому же из них торчат идеологические «уши». Глубоко верующий, монархист по убеждениям Щегольков напрочь отринул в своей весьма познавательной, насыщенной многими интересными фактами и сведениями книге все то, что было противно его мировоззрению, а именно – брожение в умах от декабристов до большевиков. В «Очерках», напротив, «затуманено» дореволюционное прошлое Арзамаса, оно подается с позиций марксистско-ленинской теории (иначе и быть не могло – книга не увидела бы свет), зато советский период представлен выпукло и ему уделено две трети сборника.

Проблему нашего «беспамятства» могла бы решить новая работа арзамасских историков-профессионалов. Мне довелось ознакомиться с книгой, что называется вчерне, когда вносились последние уточнения, и, поверьте на слово, авторам удалось, преодолев идеологические барьеры, подготовить правдивую историю, используя при этом уже вышеназванные издания, различные публикации дореволюционного, советского и постсоветского периодов, «просеяв» их всего того наносного, малозначительного, что коренным образом не влияло на ход истории.

Конечно же, авторы книги хорошо знакомы с теми явлениями, что происходили в минувшие два десятилетия, в частности, с переписыванием, под диктовку Сороса и других зарубежных «покровителей», учебников и пособий, с «переосмыслением», опять же в угоду «друзьям», коренных событий и фактов нашего государства. К чести арзамасских историков они не пошли по этому, негодному пути и, отбросив личные мировоззренческие пристрастия, написали честную книгу.

Но теперь вздыбилась другая проблема: как издать книгу? Деньги-то нужны нешуточные, если желаем получить добротное, красочное издание по примеру книги «Арзамас. Иллюстрированный каталог памятников истории и архитектуры» и тиражом не менее тысячи – полтары экземпляров. АФ ННГУ – бюджетное учебное заведение. Конечно, у него есть внебюджетные источники, основной – обучение студентов на платной основе, но он жестко регулируется государством. Стало быть, в него не залезешь, если не желаешь неприятностей на свою голову.

Может быть, вуз найдет какую-то толику, но целиком не потянет. Мог бы помочь город. И даже, насколько знаю, были заверения выделить деньги на книгу. Потом стали говорить: в бюджете огромная дыра, не до жиру – быть бы живу. Но даже при бедственном положении сумела же власть привлечь  в этом году средства на салют в День города, на фестиваль православной песни, на другие празднества и увеселительные мероприятия. Выходит, все дело в желании?

Не найдя поддержки в «желто-белом доме», представители вуза обратились к «китам» арзамасской промышленности – заводам приборостроительному и машиностроительному, «Темпу-Авиа» и другим, предоставив им для ознакомления сигнальные экземпляры: смотрите – вот товар лицом, считаете, что он нужен, – помогите, пожалуйста, издать. Думаю, найдутся благотворители, и среди частных предпринимателей (а таковые есть и в городской думе и почему бы им не показать пример). И, наверное, будет правильно там, где указывается авторский коллектив, поименовать и филантропов. Ведь увековечены же в камне имена тех, чьими трудами воздвигнут Воскресенский собор, кто помог средствами в строительстве фонтана у политехнического института.

Но есть еще один источник средств. Это – сами арзамасцы. Помните, в советское время звучала задорная песня: «Я, ты, он, она – вместе целая страна…» Так почему бы и нам, простым жителям, не обремененным должностями и постами, кому дорог город, кому небезразлична его история и слава, не сброситься – кто, сколько может – на книгу?!. Стать, так сказать, меценатами, поспособствовать на добровольной и безвозмездной основе благородному делу. Тем более, что и в старину, и в советское время подобное в Арзамасе практиковалось. Достаточно вспомнить, что жемчужина города – Воскресенский собор – воздвигнут на средства народа, что в 1914 году купечество и мещане по подписке стали собирать деньги на очистку Сальниковых прудов (ныне Гайдаровских), что по подписным листам сосредоточивали средства на восстановление дома Бессонова на Верхней Набережной.

Вот только кто взвалит на себя эту ношу, кто не воспримет это как обузу? Полагаю, должны властные структуры, а кто – городская дума или администрация – разберутся сами. Главное, чтоб была заинтересованность – не на словах, не в декларациях, не в обещаниях. А как лучше организовать дело, можно посоветоваться с общественностью.

Вячеслав Панкратов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »