Жить, любить, творить добро…
К 80-летию со дня рождения Юрия Павловича Старцева.
В архиве радиостудии Арзамасского приборостроительного завода хранится запись последнего интервью Юрия Павловича Старцева, записанного в 2011 году. Сегодня мы впервые печатаем его фрагменты.
«Мужики, вы смерти моей хотите?»
– Приезду в Арзамас предшествовала целая история. Началась она с моего распределения после окончания Казанского авиационного института в марте 1960 года на Пермский электроприборный завод. До этого мы, выпускники, целый год проходили стажировку в одном из московских НИИ, где изучали баллистику*. С такой подготовкой меня сразу назначили руководителем гироскопической лаборатории.
Через два года мне подчинили уже весь лабораторный комплекс, а спустя четыре года доверили стать главным конструктором завода, выпускающего приборы для баллистических ракет.
В тот период в «оборонке» сложилась крайне тяжелая ситуация: начали отказывать приборы. Была создана чрезвычайная комиссия, и я предложил достаточно простое и в то же время авантюрное решение. Испытания прошли успешно. В срочном порядке во всех ракетных частях была проведена замена приборов. Ситуация в результате нормализовалась.
Но после того случая меня в министерстве знали буквально все. Поэтому, когда скончался директор саратовского завода, выпускающего навигационные комплексы, мне предложили его возглавить. Поначалу я испугался: «Мужики, мне всего 32 года, вы что, смерти моей хотите?» В ответ услышал: «Не бойся, поддержим, а твой недостаток (в смысле – возраст) быстро проходит». В общем, уговорили. Осталось дело за утверждением в обкоме партии, а я был беспартийным. Вот тогда впервые в жизни пришлось столкнуться с предательством. Близкие люди, друзья меня не поддержали, обвинив в карьеризме. В результате в партию не приняли, в должности не утвердили. И все же в министерстве предложили на выбор целый ряд ведущих предприятий. Мою историю тогда знали многие, в том числе и Павел Иванович Пландин, который и попросил меня помочь поставить арзамасский завод на ноги. Шел 1969 год.
Кисточки из козьей бороды
Поехал в Арзамас ради приличия, с твердой уверенностью, что там не останусь. Встретил меня лично Пландин. Показал город, завод. Предчувствия подтвердились: город – провинция, а на заводе не паханое поле работы, многое надо начинать с нуля.
Однажды сидим в кабинете генерального директора, приходит группа специалистов: Блохин, Савельев, Коротков. В руках завернутый в непонятные тряпки прибор. Пожаловались, что не получается. «Может, посмотришь?» – обратился ко мне Павел Иванович. Я попросил разобрать прибор, трижды промыть и принести мне его на салфетке. Когда увидел его, меня охватил ужас: волосы, металлические заусенцы. В цехах запыленность не измеряется, все ходят в башмаках, руки формалином не моют, на сборке пользуются акварельными кисточками, хотя положено специальными – из волос козьей бороды. Как же можно с таким качеством выпускать инерциальные системы?
После такой картины уехал домой с тяжелым чувством. Но меня так и подмывало сделать из «п/я 15» настоящий завод. И Павла Ивановича хотелось поддержать, он мне тогда сказал: «Какие мероприятия напишешь – всё внедрим, даже если надо будет завод перестроить». И я согласился.
С чистого листа
Начали с обучения. Читал лекции мастерам, технологам, конструкторам. Провели переаттестацию. Через три месяца после внедрения всех мероприятий качество изделия повысилось, освоение его пошло оперативнее. Я стал снова подумывать о возвращении на родину.
Но опять вмешалась судьба. Умирает Павел Иванович Пландин. Ко мне обратилась инициативная группа от министерства и обкома партии с просьбой остаться и возглавить завод. И я решил остаться, при этом уже понимал, что это навсегда, до конца своих дней.
Наступали тяжелые времена, шальные 90-е. ВПК потерял ряд предприятий, которые определяли обороноспособность страны. Это был настоящий кризис, сплошная неплатежеспособность. Государство должно головникам, они – нам, мы – своим поставщикам. Такая круговая порука захлестнула страну. А на заводе 18-тысячный коллектив, у всех семьи. Надо было как-то выживать.
Тогда я обратился к молодому губернатору Борису Немцову, чтобы тот передал моё предложение председателю правительства Егору Гайдару провести в отрасли взаимозачет. «Давайте обнулимся, а дальше все пойдем в свободное плавание, начнем с чистого листа». Предложение вызвало заинтересованность и поддержку в правительстве. И предприятию скинули с плеч груз, который мешал двигаться вперед.
После обнуления встал вопрос, куда двигаться дальше, как завоевывать рынок, какую номенклатуру осваивать. И мы поехали учиться в США, в Институт международной экономики. В результате пришла мысль, что в ходе реформы энергосистемы страны в условиях рынка скоро всех заставят платить за конкретный расход, а значит, потребуются приборы учета. Нам с большим трудом удалось получить кредит под 13% годовых на разработку приборов энергосбережения (в то время банки выдавали кредиты под 200-300%). Как показало время, направление мы выбрали верное.
Добрые должны объединяться
Время действительно было тяжелое. Когда стало совсем невмоготу, я приехал в главный штаб к руководителю Горьковглавснаба Ивану Павловичу Бирюкову и говорю: «Мы поодиночке погибнем, с нами никто не считается. Заводы закроются, в городе будут голод и бандитизм. Лев Толстой сказал: «Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более люди добрые должны объединяться для того, чтобы творить добро». Поэтому и мы должны объединиться в единый кулак, ведь за нами многотысячные коллективы». С такой идеей объединения я выступил и перед нижегородскимиоборонщиками. Так осенью 1989 года родилась Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, и мы общими усилиями смогли поднять оборонку с колен.
Никогда не надо сдаваться!
Сейчас уже второй созыв работаю в областном Законодательном Собрании. Арзамасская команда депутатов всегда отстаивает свои взгляды. Ох, какие у нас там бывают баталии! Вообще считаю, сдаваться неприемлемо в любой ситуации и в любом возрасте…
Подготовила Ирина Здор.
Фото из архива фотостудии АПЗ.
*Баллистика – это комплекс физико-технических дисциплин о движении и конечном воздействии метаемых твердых тел – пуль, артиллерийских снарядов, ракет, космических летательных аппаратов.
«Он был руководителем с глубокой интуицией»
Олег Лавричев, генеральный директор АО «АПЗ»:
– В 2008 году сменились акционеры предприятия и было назначено новое руководство, которое я возглавил. Поскольку до этого периода Юрий Павлович более 20 лет был генеральным директором завода, имел большой авторитет, то я предложил ему поработать советником. И для меня его рассказы о работе предприятия в прошлые годы, советы были очень ценны и полезны.
Юрий Павлович был талантливым руководителем, с глубокой интуицией. Он мог объединить людей, обозначить цели и эффективно к ним двигаться. В те непростые 90-е годы, когда многие предприятия просто останавливались, а потом распродавались по частям, он со своими коллегами нашел ту самую нишу – производство медтехники и приборов ресурсосбережения, – которая позволила предприятию выжить в трудное время, набрать обороты. Это сохранило коллектив, который продолжает демонстрировать положительную динамику развития, что важно не только для завода, но и для города и региона.
Юрий Павлович внес значительный вклад в сохранение и развитие оборонной промышленности. Он стоял у истоков создания новых образцов военной техники, которая и сегодня стоит на вооружении.
Мне довелось работать с ним и в Законодательном Собрании Нижегородской области. По всем вопросам он имел своё мнение, свою позицию. Она всегда была весомой, ее принимали во внимание.
Если говорить о человеческих качествах, то Юрий Павлович был человеком мудрым, умел дружить, любил природу, свою семью. Он вообще любил жизнь!
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что многому научился у Юрия Павловича. Мы помним о нем и по сей день считаем его работающим вместе с нами.
«Нам передавались его спокойствие и уверенность»
Анатолий Червяков, заместитель генерального директора по НИОКР и новой технике – главный конструктор АО «АПЗ»:
– Юрий Павлович Старцев в каждый период своей трудовой биографии на АПЗ вносил огромный вклад в становление и развитие нашего предприятия.
В 1970-е годы завод переходил от выпуска датчиков первичной информации к производству инерциальных навигационных систем. Особенно остро в тот период стояла проблема нехватки квалифицированных кадров. В отделе главного конструктора, который возглавил Юрий Павлович, образовывались новые КБ, лаборатории, которые комплектовались молодыми специалистами, проводились различного рода исследования, внедрялись новые разработки. И мы не приглашали специалистов со стороны, а терпеливо «взращивали» своих. Эту же работу, только в масштабе завода, Юрий Павлович выполнял, когда стал главным инженером.
В полной мере его талант руководителя и организатора раскрылся, когда он стал генеральным директором АПЗ. Это был 1987 год. Наступало непростое время. Гособоронзаказ практически исчез, кассетные магнитофоны не пользовались спросом, торговые сети были забиты продукцией лучших зарубежных фирм, инфляция доходила до 200% в год… Завод с трудом выплачивал персоналу зарплату. Под руководством Юрия Павловича в кратчайшие сроки была разработана программа выхода из создавшейся ситуации, и мы приступили к созданию новой гражданской продукции: счетчиков воды, тепла, газа, медицинской техники. Ежедневно после шести часов вечера в кабинете генерального директора проходили совещания, где обсуждались текущие производственные, финансовые, технические вопросы. Он даже в самых критических ситуациях сохранял спокойствие и уверенность. И эта уверенность, что всё получится, передавалась и нам – его заместителям.
Даже в те непростые годы он уделял большое внимание техническому перевооружению завода, чем заложил фундамент его существования в будущем.
Мы, заводчане, за всё благодарны Юрию Павловичу и всегда будем его помнить.
«Был человеком с большой буквы»
Николай Затравкин, Почетный ветеран труда АО «АПЗ»:
– Юрий Павлович был Человеком с большой буквы. Он ценил настоящих рабочих, уважал и нас (братья Николай и Василий Затравкины – знаменитые фрезеровщики цеха №53 – прим. ред.).
Помню, как в 90-е годы работы совсем не было, цех опустел, и мы решили поискать счастья на машиностроительном заводе. Там готовы были нас принять. Наутро пошли писать заявление на увольнение, вдруг звонок – срочно в кабинет к генеральному. Там Юрий Павлович дал нам такого дрозда, а в конце сказал: «Идите работайте!». И мы остались. С работой потом наладилось, и мы нисколько не пожалели о своем решении. Так, благодаря Юрию Павловичу, мы проработали на заводе 90 лет на двоих.
«Завод был его жизнью, его судьбой, его смыслом»
Ольга Носкова, министр Правительства Нижегородской области – полномочный представитель губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области:
– Одно из самых главных человеческих богатств, которое дарует нам жизнь, – это общение с удивительными людьми. Одно из моих «приобретений» в жизни – это встреча с Юрием Павловичем Старцевым. Мы познакомились, когда я, молодой и ретивый журналист нижегородского телевидения, приезжала в Арзамас делать репортажи о жизни города и его людях. Я помню Юрия Павловича как энергичного, очень горячего и ответственного человека. Было понятно, что его, этого истинного государственника, беспокоят прежде всего судьба родного города и родной страны – в самом высоком гражданском понимании этих слов. И вклад, который он внес в развитие завода и Арзамаса, безусловно, дорогого стоит.
Спустя годы мы встречались с Юрием Павловичем в Законодательном Собрании. Депутатская работа отнимала у него много сил и времени. Но у него всегда было желание помочь людям, конкретному человеку. И даже когда он был сильно болен, всё равно приезжал на заседания, чтобы принять участие в обсуждении какого-нибудь важного вопроса. Мы знали, что в машине у него сидит медсестра с уколами, и тем не менее он приезжал и работал.
Жизнь Юрия Павловича и наша общая память о нём – это прекрасный пример того, как можно всего себя отдать людям; можно смело говорить, что этот человек прожил свою жизнь с пользой, с целью, с результатом.
«Он вселял в нас оптимизм»
Анатолий Мигунов, мэр Арзамаса с 2000 по 2012 годы:
– Мне пришлось близко познакомиться с Юрием Павловичем в начале 2000-х годов. Мы сошлись на почве любви к нашему городу. Я тогда занял пост мэра Арзамаса, и приборостроительный завод был важен для меня как одна из точек опор в работе.
В те годы в городе были проблемы с дорогами, и на одной из встреч с Юрием Павловичем договорились, что часть улицы 50 лет ВЛКСМ – от медсанчасти до перекрестка с улицей Калинина – завод сделает своими силами. И сделал, за что я был очень ему благодарен. Потом сдавали лицей, и опять Юрий Павлович помог и материалами, и рабочими.
Когда он стал депутатом Законодательного Собрания (а возможности депутатского фонда не такие большие), он всё равно изыскивал средства, чтобы помочь. Порой давал свои личные деньги, как, например, на установку окон двум детским садам по улице Шер.
На любых торжествах, праздниках Юрий Павлович всегда был душой компании. Помню, как он выходит и начинает так неназойливо, от души запевать одну из своих любимых песен, и постепенно в зале наступает тишина. В этот миг его воспринимали как проповедника своего видения жизни, своего отношения к ней, и это вселяло в окружающих оптимизм, с ним хотелось дружить и находиться рядом.
«Мог в любой момент подставить плечо»
Александр Захаров, глава местного самоуправления Арзамасского района с 1993 по 2003 годы:
– «Какая глыба! Какой матерый человечище!» – эти слова именно о Юрии Павловиче Старцеве. В нём удивительно сочетались качества, цитирую классика, «человека и парохода». С одной стороны, талантливый руководитель, стратегически мыслящий директор, с другой – человек, который очень трепетно относился к семье, своим друзьям.
Уже в начале 70-х годов Юрия Павловича по-доброму называли «стариком» – настолько в нем уже тогда проявлялось мудрое отношение к работе, людям. Помню, работая на заводе в ОГК-1, который он возглавлял, я приносил ему бумаги на подпись. Каждую он внимательно просматривал, а если находил ошибку, подбирал такие слова, которые бы человека не обидели, а побудили к действию. И так было, даже когда он занимал высокие посты.
Это был очень эрудированный человек, который обладал искрометным чувством юмора, мог в любой момент подставить плечо, а в самой безвыходной ситуации подобрать единственно верное решение.
Способность убеждать, вести за собой людей особенно проявилась у Юрия Павловича в стенах Законодательного Собрания. Не раз было: идёт обсуждение, и, казалось бы, решение уже почти принято, но тут слово берет Юрий Павлович. Его аргументированное выступление, основанное на жизненном опыте, глубоком анализе ситуации, диаметрально противоположно меняет мнение депутатов. Он всегда приводил только твёрдые доказательства, против которых трудно было что-либо возразить.
Семья Юрия Павловича и Инны Борисовны Старцевых была своеобразной школой семейной культуры. Мы всегда удивлялись трепетным отношениям между супругами, восхищались тем, как они принимали гостей, устраивали праздники.
Для меня настоящее счастье, что мне довелось быть рядом с Юрием Павловичем и его семьей.
« Наш долг- помнить Что было бы, если бы фашисты победили в войне? »