Нижегородская область меняет сладости на жир
В Сергаче прошел митинг против закрытия сахарного завода
Нижегородская экономика с привкусом горечи. Жители Сергача вышли на митинг против закрытия местного сахарного завода. Накануне собственник предприятия – холдинг «Ак Барс» – отправил в административный отпуск 306 работников. Вынужденные каникулы продлятся до 31 марта, после чего производство будет окончательно ликвидировано. Люди требовали оставить им источник заработка. Чтобы придать солидности своему ультиматуму протестующие по уже сложившейся нижегородской традиции написали письмо Владимиру Путину.
Для 20-ти тысячного городка, где худо-бедно функционируют только швейная фабрика и электромеханический цех, закрытие завода – экономическая катастрофа районного масштаба. Отразится она и на регионе в целом, так как только за прошлый год сахар в Нижегородской области подорожал на 15%. В региональном правительстве тем временем рапортуют о росте объемов производства пищевой промышленности на 16,4% и обещают компенсировать недостающую сахарозу свиным жиром.
На митинг против закрытия завода из 450 сотрудников пришли не больше трети всего штата. «Цирк да и только», – говорили про ликвидацию предприятия те, кто еще недавно в прямом и переносном смысле подслащивал своей работой региональную экономику. Циркачество, кстати, вспоминали не зря. В 17 веке Сергач вошел в историю как город, где процветало медвежатничество. То есть жители знали секрет укрощения косолапых, с которыми выступали в крупных городах России и Европы. В контексте медвежьей тематики вспомнили и премьер-министра, которому тоже решили пожаловаться. «И Путину напишем, и Медведеву, и патриарху Кириллу, если надо», – звучало из толпы.Письмо Дмитрию Медведеву подписали все трудовые коллективы Нижегородской области
«Если говорить без преувеличения, то это трагедия для Сергачского района, так как сахарный завод давал ему 70% продукции всех обрабатывающих производств, – констатирует финансовый аналитик Роман Комаров. – Это основной налогоплательщик, и в кризис ликвидация данного производства будет архиболезненной».
История сахарного завода в Сергаче — типичная иллюстрация упадка российской экономики. В девяностые годы он акционировался в АО «Нижегородсахар», а контрольный пакет акций достался компании «Экойл». В 2006 году её преемником стал «Золотой колос» из Татарстана, который, словно оправдывая свой бренд, открыл золотой век сергаческого завода. «Нам удалось тогда создать свою агроферму для выращивания сахарной свеклы. А еще мы купили тогда современную технику и на 95-97% загрузить всё производство, – вспоминает бывшая работница завода Анна Суркова. – До этого не всегда и 60% загружали».
В 2010 году завод попал под управление ХК «АК Барс», который решил модернизировать производство, вложив туда полтора миллиарда рублей. Около половины средств была уже выделена, но руководство, устав считать убытки, неожиданно сдалось и решило поставить точку. Ключевую роль здесь сыграли долги: по состоянию на 17 февраля 2016 года «минус» предприятия за газ составляет 57 миллионов рублей, за электроэнергию – 2,5 миллиона.
Объективности ради стоит сказать, что администрация Сергачского района до последнего момента пыталось вытянуть завод из трясины. По информации местного управления сельского хозяйства, в 2015 году производство получило 38 миллионов рублей бюджетных средств на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам, более 13 миллионов на те же цели взяла дочерняя агрофирма «Нижегородская», которая занимается выращиванием свеклы.
«Основным фактором, не позволяющим достичь точки безубыточности, является недостаток сырья. Решению вопроса в течение предшествующих нескольких лет препятствовали нехватка земель сельскохозяйственного назначения и отсутствие достаточной государственной поддержки, – обосновал свое решение гендиректор холдинга Иван Егоров в письме губернатору Валерию Шанцеву. – Готовы в приоритетном порядке рассмотреть возможность продажи активов новому инвестору, который будет предложен руководством Нижегородской области».
В регионе в целом и без сергачского завода ситуация почти пожарная. Да и письма такие губернатор получает с три почты. В середине февраля, например, нижегородский завод «РУМО» подал иск о признании себя банкротом. Похожая ситуация и на балахнинском бумкомбинате «Волга», и на ООО «Корунд». На последнем предприятии положение и вовсе получило международную огласку. Сначала с «Корунда» около миллиона рублей взыскал белгородский «Хорон», а потом — согласно решению суда – “пострадавшим” признан китайский Ningbo Wanhua Chemical, который ждет от дзержинского завода более 1 миллиона долларов! Срок погашения долга – 2 августа 2016 года. Но в правительстве, судя по всему, промышленное пике предпочитают не замечать.
«Никому мы не нужны. Писали письма, просили помочь — тишина, – жалуется еще один участник митинга Андрей Бакалдин. – Конечно везде сейчас так, но ведь мы уникальные в своем роде. Наш завод производил более 20 000 тонн сахара в год. Другого такого производства в Нижегородской области попросту нет. А ведь сахар — продукт стратегический, как картошка». Растет в цене он, кстати очень интенсивно. По данным Нижегородстата, за 2015 год сахарный песок подорожал на 15,1%.
С тоской на новый виток кризиса в сахаропроизводстве смотрят 5 районов нашего региона и соседняя Чувашия, которые на протяжении многих лет поставляли этому предприятию сахарную свеклу. Где искать новые рынки сбыта продукции — вопрос пока без ответа.
Удивительно, но в региональном правительстве трагедии из закрытия сахарного завода события не делают. Наоборот, там рапортуют, что объем пищевой промышленности за последний год в области вырос на 16,4%. Однако даже сквозь эту статистику заметно, что замгубернатора Евгений Люлин тоскливо смотрит в перспективу ближайших двенадцати месяцев. .
“Результаты хорошие, но особого оптимизма на будущее пока нет. Если в 2016 году мы удержим сельхозпроизводство и пищевое производство на высоком уровне 2015 года, то это уже можно будет считать хорошим результатом”, – подчеркнул Евгений Люлин. Он также пояснил, что основные проблемы в сельхозпроизводстве вызваны удорожанием кормовых добавок для птицы и скота, которые за 2 года прибавили в цене почти в 1,6-2,6 раза, в 2 раза выросла цена на удобрения. При этом, как отметил заместитель губернатора, стоимость продукции осталась практически на том же уровне и, соответственно, производители продуктов питания стали получать меньше доходов.
Единственная отрада правительства Нижегородской области — это свиньи. Несмотря на недостаток сахара и падеж остальных показателей АПК, это направление «поросится» с особым оптимизмом. Норвежская компания «ННПП» намерена до 2017 года вложить в строительство нового свиноводческого комплекса в Большемурашкинском районе 3 миллиарда рублей. В районе села Халязино планируется разместить ферму на 6,5 тысяч голов. Это, в свою очередь, позволит создать 150 новых рабочих мест. По сравнению с гибелью дзержинского, нижегородского балахнинского и сергаческого предприятий такой экономический прорыв кажется всего лишь утешительным призом.
«Правда ПФО» продолжает следить за развитием событий.
Сергей Поляков,www.pravdapfo.ru
« Частные объявления от 18.02.2016 БУДЕТ ЛИ БУХАНКА В ДЕФИЦИТЕ? »