Таскины

Сен 5 • Трибуна читателя • 896 Просмотров • Комментариев к записи Таскины нет

Особый вклад в становлении и развитии системы школьного и специального образования в Лукояновском районе внесла семья Дмитрия Павловича и Клавдии Павловны Таскиных. В Лукоянове в настоящее время проживают их внуки и правнуки. Это Сергей Александрович Таскин, Наталья Сергеевна Шумидуб, которые, также, связали свою судьбу с образованием.

Родовые корни семьи Таскиных находятся в Балахне, где в 1880 году родился Дмитрий Андреевич. Он окончил естественный факультет Казанского университета. Затем работал в школах Балахны, Н-Новгорода. В начале ХХ века молодой учитель принимал участие в революции 1905-1907 гг: принимал участие в пропаганде среди учащихся школ и молодежи «критических взглядов в отношении царского режима». До Первой мировой войны некоторое время являлся инспектором высшего начального училища города Балахны, имел чин надворного советника.  В Табеле о рангах этот чин имел значительный статус в среде чиновников. Это явное свидетельство того, что он является представителем дворянского рода.

Сама по себе фигура Дмитрия Андреевича неординарная по меркам исторических событий первой половины ХХ века. Он с воодушевлением встретил идеи социалистической революции 1917 г. Стал активным сторонником преобразований в области народного просвещения. Уже в феврале 1918 г. в Балахне его назначают комиссаром отдела образования. Он три раза принимал участие в съездах учителей и работников образования Городецкого уезда (Балахна входила в состав данного уезда). Скорее всего, новая власть не забыла факта его участия в революционном движении и позволила заниматься педагогической и общественной деятельностью.

Достоверно не известно, что происходило с семьей Таскиных в годы  гражданской войны. Но Дмитрий Андреевич не был мобилизован на фронт, а занимался сохранением системы образования в уезде. Одно время на него возлагались обязанности по ликвидации беспризорников.

А затем семья Дмитрия Андреевича оказывается в Лукоянове.   В 1921 году он несколько месяцев являлся комиссаром народного образования Лукояновского уезда. С 1922 года стал преподавать географию в советской школе второй ступени в Лукоянове. С открытием в нашем городе педтехникума, он преподавал здесь географию, естествознание, занимался практикой учащихся, вел курсы для заочников. В общей сложности он проработал в техникуме с 1930 по 1947 год. Заметим и тот факт, что Дмитрий Андреевич преподавал географию и в зооветтехникуме, и даже, как он пишет «на курсах для взрослых».

Дмитрий Андреевич был хорошо знаком с А. А. Зерчаниновым, будущими писателями А. И. Патреевым и М. И. Суетновым, под началом последнего работал учителем.  М. И. Суетнов в 30-е годы работал заведующим Лукояновским РОНО. Но у Таскина сложились не очень лестные отзывы о деятельности М. И. Суетнова, как руководителя.

Сама по себе личность Дмитрия Андреевича не ординарная, по меркам нашего небольшого городка. Он знал четыре языка: немецкий, английский, французский и латинский. Хотя с изучением  немецкого языка в 1936 году возникают трудности. В педтехникуме сокращают количество часов на изучение предмета. Почему? Он не сообщает. Скорее всего, из-за того, что отношения с Германией ухудшились. 17 сентября 1936 г. в дневнике есть такая запись «я откажусь от него (т.е. немецкого языка – прим. авт.), чтобы не быть в жутком положении». Он соглашается с сокращением часов на изучение немецкого языка, но никак не принимает того, что надо плохо относиться к немецкому народу. Немецкий язык один из великих языков мира. И Дмитрий Андреевич продолжает читать немецкий язык на курсах для заочников, на подготовительных курсах. И в это же время Дмитрий Андреевич начинает заниматься с дочерью Ниной французским языком. А сам стал изучать мордовский язык! Зачем? Ответ прост. Основная масса учащихся педагогического техникума была мордвинами, а потому учителю Таскину необходимо было знать азы языка. Ну не общаться, а хотя бы понимать, о чем говорят его ученики. Вот они дворянские корни! В том и суть учителя Таскина – быть всегда и во всем компетентным. О знании им этих языком мы читаем в его записной книжке за 1935-36 годы. Оказывается, Дмитрий Андреевич начал вести дневниковые записи с 1924 года. Об этом он тоже сообщает в своем дневнике.

Он представитель старой русской интеллигенции. До конца оставался преданным идеал добра и справедливости, честного служения долгу и профессии. По отзывам учащихся педтехникума Дмитрий Андреевич представлял собой «кладезь премудрости, мягкий, душевный. Он нас не воспитывал, а мы воспитывались на его разумной требовательности, трудолюбии, безупречной честности и преданности делу. Он всегда был с нами» Выпускник 1945г. Д. И. Копылов,  ставший доктором исторических наук,  в своих воспоминаниях особенно отмечает старейшего учителя педучилища Таскина Д.А. «Это был широко эрудированный, начитанный, обладающий великолепной памятью преподаватель. Он давал очень прочные знания по географии. Его рассказы изобиловали подробностями, почерпнутыми из дополнительной литературы, и поражали оригинальными самостоятельными суждениям». По дневнику Д. А. Таскина можно изучать не только географию, но и историю. Он ежедневно записывает основные мировые события. Зачем? По другому и быть не должно. Как идти на урок, не зная исторических событий? Из скудных сведений газет и радио, он делает обобщения, с которыми выступал перед учащимися. Вот почему его ученик Дмитрий Игнатьевич Копылов запомнил уроки Таскина. Дмитрий Андреевич нервничает, когда днями не работало радио в Лукоянове, когда по несколько дней не получал газеты. Он даже ругает районную почту за плохую работу. Без должной информации, по мнению учителя, невозможно провести учебное занятие. Это сегодня есть масса различных способов получения информации, а в то время только газеты, радио и редко журналы.

Он шел на занятия, зная о важнейших мировых событиях, о событиях в стране, в области, в районе. «В ночь со 2 на 3 сентября 1935 года в районе Кудеярова потерпел крушение товарный поезд. Более 20 вагонов сошли с рельс». И на уроках 3 сентября он сообщает об этом событии, объясняет геологические сложности данной местности.

«7 февраля 1936 г. Сегодня в Лукоянов пришли из Наруксовского и Починковского районов колхозники на лыжах в Горький на краевой съезд колхозников и ударников. Их встретили, кстати, торжественно, накормили хорошим обедом, во время которого играла музыка. У нас в техникуме, по-существу, сорвали два урока. Все хотели встретить колхозников». Тогда со всех уголков области молодые колхозники решили добираться до областного цента на съезд ударников на лыжах.  Дмитрий Андреевич на последующих уроках отмечает, что патриотический порыв молодежи, показатель принятия молодыми людьми процесса коллективизации. Ведь никто их не заставлял идти на лыжах в Нижний, или в Лукоянов. Представить сегодня такую картину вряд ли возможно?!

А «17 марта 1936 года в Лукоянове проходит съезд колхозников-ударников. Они явились в Лукоянов, также, на лыжах. Всего съехалось 380 человек, в т. ч. небольшое количество женщин. Около часа дня занятия съезда начались в помещении народного театра». Дмитрий Андреевич уже на следующий день сообщает об этом событии, дополняя информацией о том, что в эти же дни в Горьком, в других крупных городах проходили съезды молодых колхозников.

Есть несколько интересных фактов, которые заинтересуют читателя. Так записи за летние месяцы 1935 года свидетельствуют о засухе в Лукояновском районе. Запись за 23 июня: «День жаркий, тихий. Выгорело село Василево, где сгорело 82 дома. Есть человеческие жертвы». 24 июня: «Вечером ветер вдруг усилился. Шквалы ветра нанесли на чистое небо целое стадо облаков… Ветер продолжал бушевать до глубокой ночи. На западном горизонте дым… Где-то сильный пожар. Скорее всего, пожар в Великом Враге или Костянке». Из последующих записей мы узнает об этих пожарах, и нанесенных ущербах. Дмитрий Андреевич о засухе говорит в рамках района. Исторические сведения дают нам сведения о том, что засуха охватила и Горьковский край. Колхозники Лукояновского района не смогли получить на трудодни больше 3 кг. Это привело к тому, что население провело еще один голодный год.

Дмитрий Андреевич по специальности был географом и наблюдения за природой являлось его важнейшей обязанностью. На уроках учащимся прививалась обязанность наблюдать за природой, выявлять особенности и характерные черты. В дневнике за 18 декабря 1935 года записано: «Сегодня утром -12,5, днем около -10. На небе легкая редкая облачность. Погода имеет весенний характер. Несколько дней тому назад я услышал в воздухе прелестный неподражаемый запах, запах времен, мне хотелось бы назвать. Никто не нюхает воздуха – зимой, летом, осенью. Весной еще кое-кто нюхает, и то когда распускаются почки, развиваются листья и, конечно, когда цветут такие деревья, как черемуха, сирень, липа. А вообще, публика воздух не нюхает и его шумов, и звуков не слушает и не слышит. А сколько в воздухе запахов тонких, трудно уловимых, но необыкновенно красивых, захватывающих. А шумы, а звуки … Например, ночные перекрикивания петухов (тоже звук времен, если бы меня кто понял, когда я так говорю?!). А сколько дневных картин (образов времени) дает наблюдение неба в разные времена года и суток. Вот нынче небо открывало перед наблюдательным человеком одну картину, красивее, интереснее другой. Гляди на далекие облака у горизонта, кое-где позолоченные блики солнца. Хочется уйти от нашей горестной жизни, рвануться в эту розовую золотую бесконечную даль…». Да простит меня читатель за такую длинную цитату. Ну, право, нельзя прерваться, нельзя не насладиться философскими размышлениями учителя. Он как настоящий художник рисует образы своей будущей великой картины!

И подобных записей несколько книжек. Почти каждый день Дмитрий Андреевич пишет о погоде, о природных явлениях, о температурных переменах. Вот также восторженно он говорил о природе и на уроках, в ходе классных занятий. А еще он читал доклады по местному радио на темы воспитания и просвещения. Он готовился к каждому выступлению, как к важнейшему шагу в своей жизни. Перечитывал массу специальной литературы, которую выписывал по почте из Москвы, Ленинграда, Горького. Кстати, Д. А. Таскин владел географическим атласом, который был прислан ему в дар от ученых из Германии. Эта работа приносила ему удовольствие, отвлекала от тяжелых житейских будней, от болезни, которая приносила ему нечеловеческие муки.

18 марта 1936 года ему исполнилось 55 лет, и 35 лет педагогической деятельности. По этому случаю в педтехникуме состоялось небольшое тожественное мероприятие. Выступали и учащиеся, и преподаватели.

Как он пишет «состоялось чаепитие». Поздравления с этим юбилеем пришли из краевого комиссариата по народному образованию, от коллег из Москвы. Чему Дмитрий Андреевич был искренне рад. В архиве педколледжа мы нашли фотографию такого чаепития, на которой запечатлены преподаватели, технические работники. Правда, фотография датирована 1938 годом. Но можно прочувствовать колорит того времени именно по ней.

Дмитрий Андреевич часто обращается к прошлому, сравнивая его с сегодняшним временем (т.е 30-ми годами ХХ века). Представляет интерес запись от 14 декабря 1935 года. «В пятом часу понесли дядю Леню на кладбище (умер родной дядя Д. А. Таскина – прим.авт). Быстро все кончено. Трудно дышать, плакал, рыдал… Теперь надо привыкать к новому положению. Нас (т.е. Таскиных – прим. авт.) осталось до обидного мало. Трое из девяти. Связь с прошлым становится с каждым годом все тоньше и слабее. В этом вся суть. Чтобы не было в будущем, какие бы речи и звуки в будущем ни слышались, они никогда не смогут заменить впечатлений прежнего… И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Но трудно дышать не только из-за переживаний по потере близкого человека. Дмитрий Андреевич переживает за то, что «благородная семья Таскиных» постепенно теряет свои прошлые корни. «Обидно за семью Таскиных, которая почти вся погибла, а оставшиеся в живых тоже на волоске от гибели- пишет он. – В то же время много сверстников из других семей гуляют по белу свету и чувствуют себя великолепно, не имея способностей Таскиных, ни благородства последних! Кому, что написано на роду. Приходится с громадной обидой подчиняться тупому нажиму «судьбы». Дмитрий Андреевич не случайно вспоминает историю своей семьи. Он был воспитан в благородных традициях, и никогда не отступал от своих принципов. Но он хотел, чтобы и окружающие относились к нему также. Но он в сердцах бросает, что окружающее его общество « не всегда ведет себя воспитанно». Он не принимает злости, воровства, зависти. Не принимает того факта, что люди наделенные властью не видят или не хотят видеть свою никчемность, свою некомпетентность.

Говоря о Д. А. Таскине, следует сказать и о его жене  Клавдии Павловне Таскиной. Она преподавала русский язык и литературу и в школе, и в педтехникуме. Но в большей степени её талант преподавателя раскрылся именно в техникуме. Она была прекрасным методистом, преподавала чистописание. Проработает преподавателем в училище с 1939 по 1948 год.

Клавдия Павловна стала первой учительницей в нашем крае, награжденная самой высокой правительственной наградой – орденом Ленина. В конце 30-х годов этот орден вручал в Кремле Михаил Иванович Калинин – председатель ВЦИК СССР. Для молодых читателей газеты напомним, что эта должность в те далекие годы самой высокой в стране. По нашим Конституционным меркам – это пост Президента страны. На награждение орденом Ленина она в Москву возила весь свой класс. После войны ей было присвоено высокое звание Заслуженный учитель РСФСР.

Дмитрий Павлович и Клавдия Павловна являлись представителями старой классической русской преподавательской школы. Они выбрали учительскую профессию по внутреннему убеждению, убеждению высокого служения народному образованию. Для них главное было – воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей, приобщения к мировой культуре, уважения человеческого достоинства. И они с честью выполнили свой учительский и отеческий долг.

В. Комиссаров.

г. Лукоянов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »