Улетевшая в бессмертие

Июл 21 • Обзор номера • 18 Просмотров • Комментариев к записи Улетевшая в бессмертие нет

«Возвращаясь с боевого задания, Буданова увидела шедших ниже ее 12 немецких
бомбардировщиков. Несмотря на то, что
боеприпасы у нее были на исходе и в
баках самолета было совсем мало горючего, она решает атаковать противника.
Первая цель — ведущий группы — задымила. Но вот летчица израсходовала
последний патрон. Тогда она, имитируя
атаку, заходит во второй раз и, не стреляя,
идет на бомбардировщиков. У фашистов
не выдержали нервы. Ломая строй, они
сбросили бомбы, так и не дойдя до цели.
А Екатерина Буданова, раненая, садится
на изрешеченном самолете…»
Гвардии лейтенант Екатерина Буданова
совершила 266 боевых вылетов, на ее
боевом счету сбитых лично 6 самолетов
противника и 5 — в группе.
Уже после ее смерти было опубликовано
письмо летчицы, которое она отправила
маме и сестре в октябре 1942 года: «Мама,
милая мама, не обижайся на меня за то,
что без твоего разрешения я улетаю на
фронт. Мой долг и совесть моя обязывают
быть там, где решается судьба Родины…
…Олечка, хочу тебе сказать вот что:
смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если
придется погибнуть, то просто свою жизнь
не отдам. Мой милый, крылатый «Як» —
хорошая машинка, а моя жизнь неразрывно связана с ним, и умирать с ним будем
только героями. Будь здорова, дорогая,
крепче люби Родину и лучше работай для
нее, не забывай меня. Ваша Катюша».
Однажды на окраине ее деревни сел
самолет, тогда все сельчане сбежались
посмотреть, а у Кати Будановой родилась
мечта стать летчиком. В 18-летнем возрасте, в 1934 году, она приехала в Москву
к старшей сестре, работавшей на авиационном заводе № 22 имени Горбунова. И
Катя тоже хотела непременно трудиться
именно на этом заводе, ей казалось, что
так больше шансов на исполнение мечты о
небе. В анкете, которую она заполнила при
трудоустройстве на завод, на вопрос «Кем
хочешь быть?» ответила: «Летчицей».
Работая на заводе, Катя окончила вечернюю школу, увлеклась спортом и стала
хорошей лыжницей, а затем и поступила
на учебу в аэроклуб Киевского района Москвы. Так была сделана первая ступенька
на пути в небо.
С конца 1939-го по май 1940-го Екатерина отучилась в Херсонской авиашколе
летчиков-инструкторов Осоавиахима, а
после ее окончания работала летчикоминструктором Фрунзенского районного
аэроклуба Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, Катя Буданова
пошла на фронт добровольцем. Ее подруга Анна Цапова потом рассказывала:
«29 сентября 1941 года мы обе явились
на пункт сбора летчиков, где начинали
формировать женские авиационные полки.
Еще почти год нам довелось быть вместе
на Волге, где шла подготовка летчиков к
будущим боям».
Екатерину Буданову определили тогда в
истребительный авиаполк, и она настойчиво овладевала мастерством техники
пилотирования истребителя в Саратове, в
Энгельсской военной авиационной школе.
В феврале 1942 года она закончила курс
обучения на самолете Як-1, ей было присвоено воинское звание младшего лейтенанта, и она стала летчиком-истребителем
586-го женского истребительного авиаполка, обеспечивающего противовоздушную
оборону Саратова. С15 апреля по 10
сентября 1942 года Екатерина совершила
55 успешных боевых вылетов на патрулирование над Саратовом и сопровождение
самолетов транспортной авиации с важными грузами для фронта. В тех боевых
вылетах росло ее летное мастерство, она
вырабатывала свой собственный, отличительный почерк летчика-истребителя
Но Екатерине все же хотелось большего,
воевать непосредственно в боевых порядках, она рвалась на фронт. И вот 10
сентября 1942 года Буданова получила
назначение в 758-й истребительный авиаполк, который воевал в небе Сталинграда.
Встретили новенького летчика в полку с
недоверием, тем более, что перед опытными воздушными бойцами, познавшими
уже и вкус побед, и горечь потерь боевых
товарищей, предстала худенькая девушка
с короткой стрижкой. Но достаточно скоро
изменили свое мнение о ней, приняв в
свои ряды истребителей, как равную.
2 июля с лейтенантом Беляевой выполняла полет на патрулирование воздушного
пространства. Во время полета летчицы
встретили группу из 12 бомбардировщиков Ju-88 и смело атаковали их, заставив
экипажи немецких самолетов неприцельно
сбросить бомбы в голую в степь.
6 октября 1942 года Буданова вылетела по
тревоге на перехват 13 вражеских бомбардировщиков Ju-88. Екатерина врезалась
в группу стервятников, разбила их строй
и в воздушном бою сумела сбить один
бомбардировщик противника. Это была
первая ее воздушная победа.
К середине ноября 1942 года ситуация под
Сталинградом начала коренным образом
меняться: контрнаступление войск Красной Армии в рамках проводимой операции
«Уран» позволило окружить под Сталинградом 6-ю полевую армию вермахта, а
также части 4-й танковой армии, и немцы
вынуждены были прибегнуть к снабжению
окруженной группировки войск по воздуху,
в этой связи интенсивность воздушных
боев только увеличилась. При этом очень
часто советским летчикам приходилось
вступать в бой с превосходящими силами
противника. В этих боях в составе группы
Буданова уничтожила два истребителя
Me-109, а также одержала еще одну
личную победу, сбив бомбардировщик
Ju-88. В одном из воздушных боев она
была ведомой у лейтенанта Владимира
Лавриненкова, будущего дважды Героя
Советского Союза. В том бою Лавриненков
первой же очередью прошил фюзеляж
немецкого бомбардировщика He-111, но и
немецкий стрелок сумел поразить его истребитель. И ведомая Екатерина Буданова, прикрыла машину ведущего, отбиваясь
от наседавших немецких истребителей,
сопроводила командира вплоть до благополучной посадки.
В конце ноября 1942 года, показав отличную боевую работу и проявив не
только мужество, но и воздушное зрелое
мастерство летчика-истребителя, Буданова была отобрана в группу «свободных
охотников» за самолетами противника в
составе 9-го гвардейского истребительного
авиаполка. 10 декабря 1942 года, возвращаясь с задания, она была атакована
парой истребителей Me-109. Горючего у
нее оставалось всего на полчаса полета,
а боеприпасов — треть комплекта, но
Екатерина приняла бой и сумела выйти
из него победительницей, сбив ведущего
немецкой пары. Она подожгла немецкий
истребитель в лобовой атаке на исходе
боя, который продолжался 25 минут.
В январе 1943 года Буданова и ее боевая
подруга Лидия Литвяк были переведены
в состав 73-го гвардейского истребительного авиаполка. Прибыв в полк 8 января
1943 года, уже к 19 января Екатерина
совершила 25 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие
наземных частей на передовой. Командир полка Николай Баранов определил
Буданову в качестве своего ведомого. В
одном из вылетов пара Баранов-Буданова
вынуждена была вступить в неравный бой
с четверкой немецких Фокке-Вульфов,
которые прикрывали 19 бомбардировщиков Ju-88. Баранову удалось навязать
немцам маневренный бой, в результате
которого один немецкий истребитель был
поврежден. Он попытался выйти из боя,
но Буданова догнала его, подошла почти
вплотную и добила. 23 февраля 1943
года Екатерина Буданова была удостоена
своей первой боевой награды — ордена
Красной Звезды.
В начале марта 1943 года, возвращаясь
со «свободной охоты», Буданова обнаружила идущий к фронту немецкий самолетразведчик FW-189. Но с первой атаки
сбить вражескую «раму» ей не удалось.
Немецкие летчики, маневрируя, начали
снижаться, пытаясь уйти на малой высоте. «Рама» уходила от атак, снизившись
до высоты 20 метров. Тогда, погасив
скорость до предела, Буданова буквально
над самой землей настигла и уничтожила
вражеский самолет. В летной среде по
достоинству оценили этот воздушный бой,
зная, как непросто было сбить немецкий
самолет-разведчик.
В течение марта-июля 1943 года Екатерина Буданова в составе группы сбила
еще два немецких истребителя, а 17 июля
одержала очередную личную победу, снова сбив бомбардировщик Ju-88.
19 июля 1943 года Екатерина Буданова
совершила свой последний боевой вылет.
В этот день она вылетела на прикрытие
группы штурмовиков Ил-2. «Горбатые»
успешно провели штурмовку и возвращались домой под прикрытием «Яков»,
когда Буданова внезапно увидела тройку
немецких истребителей Ме-109, готовящихся атаковать наших штурмовиков. И
летчица приняла неравный бой, спасая
экипажи Илов.
С земли за воздушным боем возле прифронтового села Новокрасновка, расположенного недалеко от города Антрацит
Луганской области, наблюдали местные
жители. Краснозвездный «Як» дрался с
тройкой «Мессеров», связав их боем и
уводя в сторону от «Илов». Жители Новосветловки видели, как краснозвездный
истребитель сбил немецкий самолет. Это
была 11-я и последняя воздушная победа
Будановой. Ее самолет был серьезно
поврежден, а сама она ранена и лишь
усилиями воли она сумела совершить посадку. Подбежавшие к самолету жители
Новокрасновки вытащили из кабины тяжелораненого летчика, к их удивлению летчик оказался женщиной. Буданова была
тяжело ранена, находилась без сознания,
и от полученных ранений скончалась.
Отважную летчицу скромно похоронили
здесь же, на окраине села.
22 июля 1943 года Буданова была посмертно награждена лишь орденом
Отечественной войны 1-й степени, и
только спустя годы ее имя встало в ряд
лучших летчиков-истребителей Великой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

«