Владимир Крайнов:: «Покупатели, того не подозревая, сами переплачивают»

Мар 24 • Персона • 562 Просмотров • Комментариев к записи Владимир Крайнов:: «Покупатели, того не подозревая, сами переплачивают» нет

В последние годы условия работы хлебопекарной отрасли изменились, и прежде всего, организационно. Почти все хлебозаводы и пекарни стали приватизированными акционерными предприятиями. На хлебозаводах складываются рыночные отношения, начинают действовать законы конкуренции. Но главные критерии прежние- цена и качество. Реально ли то и другое иметь в той же буханке или батоне? Или приходится жертвовать одним во имя другого? Об этом беседа главного редактора «Арзамасских вестей» с генеральным директором ЗАО «Арзамасский хлеб» Владимиром Крайновым.
КАЧЕСТВО
-Владимир Алексеевич, как говорится, о вкусах не спорят, но тем не менее, есть ли какие-то критерии, по которым можно определить качество хлеба? Или обывателям это не понять? Вы, как профессионал, с закрытыми глазами, сможете угадать хлеб производства вашего предприятия?
-Понятие качества любого продукта, не только хлеба и даже пищевого продукта не может банально определяться. Вы правы, что о вкусах не спорят, поэтому если покупатель привык осознанно приобретать какую-либо торговую марку, то его переубедить, в том, что этот продукт не отвечает требованиям качества очень непросто. Для производства качественных хлебобулочных изделий требуется соответственно качественное сырье, соответствие рецептуры, соблюдение отраслевых технологических нормативов, верные параметры работы оборудования и соблюдение стандартов безопасности (гигиены). Эти факторы не могут быть реализованы без участия квалифицированного персонала. Критериев достаточное количество, такие как цвет, структура изделия, сохранение свежести на всем сроке годности, отсутствие постороннего запаха и прочее. На счет определения продукции нашего предприятия, могу сказать, что это возможно, но, смотря, какие альтернативные поставщики будут участвовать в дегустационном тесте. На рынке есть производители, которые, как и мы ориентированы на развитие, чтят букву закона и традиции отрасли, поэтому отклонения от стандартов производства происходит крайне редко.
-Люди судачат, что год от года натуральных продуктов становится все меньше и меньше, а что можно искусственного привнести в хлеб? Ведь что там мука вода и?
-Проблема натуральности продуктов на полках кроется не в производителях, а в покупателях. Производитель производит товар, который пользуется спросом. Спрос формирует покупатель. Гонка за количеством потребления в условиях ограничения доходов населения неминуемо ведет к потребности в более экономных продуктах. Покупательское поведение напрямую влияет на поставщиков. Если вы проведете аналогию с любой отраслью, то, несомненно, со мной, согласитесь. Покупатели сами по своей воле покупают те продукты, которые им нужны. Никто сегодня никого не обязывает приобретать ту или иную торговую марку.
Производители «улучшителей» добрались и до хлебопекарной отрасли. Сегодня их огромный выбор. Производители очень активно навязывают данную категорию сырья. Я уже указывал на этот неоспоримый факт, что хлебокомбинаты построенные в советский период сконструированы таким образом, что дополнительные ингредиенты, в частности «улучшители» не требуются. Кроме увеличения себестоимости, ни каких преимуществ они не дают. Эта категория ингредиентов необходима в условиях так называемого «не полного цикла производства», когда не хватает производственных площадей для реализации отраслевых технологических стандартов. Улучшители бывают разного назначения. Одни увеличивают объем изделия, другие борются с проблемами антисанитарии производства. Улучшителей, которые усиливают вкус также огромное количество предложений. Эти ингредиенты увеличивают стоимость изделий. Учитывая эластичность спроса провинциальных территорий, производителям не целесообразно использовать этот вид сырья.
-Только водка со временем не теряет свои качества, а то и становится крепче, а хлеб, каков период его жизни, скажем от момента выпечки до того момента, когда он не пригоден к употреблению?
-На информационной этикетке производителя должна быть указана дата производства продукта и срок годности товара. По истечению срока годности употреблять продукт, в том числе хлебобулочные изделия не нужно. Если информация на этикетке отсутствует или этикетки вовсе нет, то это нарушение производителем действующего законодательства.
— Сегодня много говорят о возможностях современной упаковки для продления срока хранения продукции. Есть ли смысл паковать хлеб в Модифицированной Газовой Среде(МГС)?
-Конечно, нет. Это резко испортит вкус изделия. Срок годности, конечно же, продлит, но о качестве не стоит даже комментировать. На рынке есть хлебобулочные изделия со сроком годности и месяц, и даже полгода. Они продаются, достаточно слабо, но все же свою долю на полке занимают. Право отдавать предпочтения таким продуктам остается за покупателями.
ЦЕНА
-Хлеб да соль — без них русский стол представить невозможно. Ими встречают гостей, их традиционно выносят на свадьбы… Они есть в каждом магазине и стоят, казалось бы, сущие копейки. Однако именно на этих продуктах первой необходимости сегодня делаются такие сумасшедшие прибыли, которым могут позавидовать даже торговцы оружием и наркотиками. Жадности продавцов нет предела. Однако выбирать покупателям, увы, не приходится…
-Розничная цена формируется не только производителем. Мало кто знает, по какой цене мы отгружаем свою продукцию в торговые объекты. Наценка торговых компаний на хлеб варьируется от 10 до 50%. Даже если взять усредненный показатель и провести простое математическое вычисление, то без труда можно определить резерв цены для покупателя. Но ведь нельзя сказать, что торговые объекты необоснованно устанавливают такие наценки. Они имеют планы на развитие источником реализации которых является прибыль. Активное открытие сетевых магазинов обусловлено покупательским поведением. Если бы эта моя точка зрения была не верной, то и такого количества торговых площадей мы бы не наблюдали. Покупатели, того не подозревая, сами переплачивают за товар ради активного открытия новых магазинов. Чем больше магазинов, тем меньше требуется времени на совершение покупки. Дополнительным резервом по снижению цен является возврат нереализованных торговым объектом товаров. Эти расходы составляют 5-20% от стоимости продукции. Производители вынуждены эти расходы брать на себя и включать в себестоимость. Магазины бывают разные и персонал, принимающий решение об объеме заказа на торговую точку тоже разный. Есть магазины, в которых торговые работники скрупулёзно просчитывают потребность товара, сводят возврат к минимуму, но и довольно часто имеют место быть факты, в которых заказ от потребности отличается на 50%.
-Используется что то импортное в производстве хлебобулочных изделий( зерно, ингредиенты) Или все сугубо отечественное?
-Скажу коротко… 95% номенклатуры сырья и упаковки отечественного производства. Три года назад доля импортной номенклатуры была около 70%.
-Ценовые “ножницы” быстро растущих затрат и медленно растущих отпускных цен стали еще более острой проблемой?
-Да, это очень серьезная проблема. Производителей муки очень немного. Цены мукомолы поднимают оперативно, буквально уведомляя нас за 7 календарных дней. Принять мы их не можем ввиду отсутствия альтернативных поставщиков. С сетевыми компаниями условия определены куда более жесткие. Уведомлять мы их должны не ранее чем за 30 дней до ожидаемой даты повышения цен, но и это не соблюдается. Процесс согласования цен проходит иногда и по три месяца. И этот период мы работаем с упущенной выгодой. Сырье поступает по новым ценам, а отгрузки производиться по действующим. В результате чего резко снижается прибыль, а как следствие и налогооблагаемая база. Это конкретные оцифрованные показатели упущенной выгоды не только нашего предприятия, но бюджета.
– Считается, что уровень рентабельности в хлебопекарной отрасли довольно низок. Это существенно затрудняет проведение модернизации производств и, как результат, основные фонды предприятий оставляют желать лучшего. Но выпускаемый вашим предприятием ассортимент продукции, похоже, это опровергает?
-Здесь я вынужден не согласиться. Износ основных средств довольно большой. Да, на сколько это возможно мы проводим модернизацию оборудования и капитальный ремонт. Но, например, приобрести линию по выпечке поточного ассортимента нам очень затруднительно. Стоимость одной линии- не менее 50 млн. рублей. У нас таких линий 6. Экономического эффекта от замены устаревшей печи на новую ожидать не стоит, но, несмотря на это мы не можем не реализовывать это мероприятие. Рано или поздно эти вложения в любом случае придется осуществить. Ежегодные инвестиции в замену оборудования составляют около 20-30 млн. рублей и этого недостаточно. Если это не реализовывать, то о перспективах развития предприятия можно даже не спорить.
Конкуренция
-Дилетанты страшны в любой отрасли. Они кое-что делают, народ на это ведется и покупает, главное, чтобы было подешевле. Насколько развито это в хлебопечении? Не являются ли частные небольшие пекарни препятствием в вашей работе?
-На этот счет мы давно определи свою позицию. Мы сторонники развития конкуренции как инструмента, способствующего развитию экономики. Работать в развитой экономике комфортнее. Не достаточный уровень предпринимательской культуры способствует развитию мнения, что конкурент является неким врагом хозяйствующего субъекта. С какой-то позиции может это и так, но однозначно утверждать это крайне ошибочно на мой взгляд. На рынке есть производители с более низкой ценой. Сегмент низких цен по пищевым продуктам питания занимает, по нашему мнению, не более 20%.
Этой долей рынка и пользуются некоторые производители. Им сложно обеспечить свой товар необходимым набором ценностей, за которые покупатель готов платить хотя бы среднюю цену, не говоря уже о высокой. Низкие издержки и отсутствие фонда на развитие производства дают беспрепятственную возможность производить хлеб или какой-либо иной товар с низкой ценой. Нам это не особо мешает.
-Говорят, со своим уставом в чужой монастырь, не ходят,…Реально ли пробиться Арзамасскому хлебу, скажем на рынок Мордовии, соседних регионов? Или в этом нет никакой необходимости? Приемлемо ли вообще понятие здоровая я конкуренция? Или каждое предприятие само за себя и живет как закрытое территориальное образование? Наверное, уже и само понятие как опыт коллег в рыночных условиях не приемлемо ?!
-На рынке Мордовии мы присутствием уже более 20 лет. С активным развитием сетевых ретейлеров в этом регионе мы имеем устойчивую динамику роста продаж. Срок хранения хлебобулочного ассортимента не позволяет развивать доставку с соседние регионы, но Мордовия стала исключением. Приоритетным направлением для себя считаем Н.Новгород. Сейчас мы обслуживаем все основные гипермаркеты, а также более 100 торговых объектов ТЦ «Пятерочка» и «Магнит». Мы уже давно привыкли присутствовать с партнёрами производителями на одних полках магазинов. Конкуренция очень жесткая. Коммерческие службы предприятий находятся в постоянном напряжении, выполняя поставленные планы продаж. Технологии производства и развитие ассортиментной политики находится в секрете от коллег по отрасли, но это не мешает нам конструктивно решать проблемы и находить компромиссы. С многими участниками рынка мы имеем действительно хорошие отношения.
Взгляд в будущее
-Все говорят, вот придет время. А оно только уходит. Что на Ваш взгляд ушло в отрасти безвозвратно? Что на взгляд руководства предприятия следует развивать, а от чего стоит категорически отказаться?
-Безвозвратно ушла монополия хлебокомбинатов, причем уже как более 15 лет. Культура потребления хлеба так же стремительно меняется. Интернет, развлечения или различные хобби становятся куда важнее, чем товары первой необходимости. Значимость традиционной культуры, в том числе и потребления уже совсем не та. Плохо это или нет сказать сложно, но, учитывая консервативность моих взглядов кажется, что это не совсем верно. Не нужно забывать культуру и традиции довольно длительной истории кратко познакомившись с новыми тенденциями развития общества.
В ближайшей перспективе мы реализуем проект «Открытое производство 365-24» Мы станем максимально открытыми для наших партнеров и покупателей без роста угроз нашей безопасности. Мы обеспечим возможность более активного знакомства с нашим производственным процессом. Нам нечего скрывать, так как мы насколько это возможно соблюдаем действующее законодательство и требования технических регламентов, в том числе и международных стандартов качества.
-Без оптимизма ни одно дело не может быть успешным. На чем он основан у Вас?
-Исполняя свою функцию, главным приоритетом считаю развитие ЗАО «Арзамасский хлеб». Условия для реализации этого приоритета считаю сложными. Оптимизм получается сформирован искусственно. Без оптимистичного настроя преодолеть все сложности, связанные с отраслевой спецификой, а также иными внешними факторами не предоставляется возможным. Поэтому оптимизм есть и основан он на стремлении развивать это предприятие.
Беседу вел Александр Андронюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »