Пострадают обычные люди: Дума одобрила уголовную статью за соблюдение санкций

Май 15 • Трибуна читателя • 13995 Просмотров • Комментариев к записи Пострадают обычные люди: Дума одобрила уголовную статью за соблюдение санкций нет

Уголовное наказание за соблюдение западных санкций и содействие включению российских граждан в санкционные списки не будет распространяться на оппозиционеров, общественных деятелей и журналистов, критикующих власть, уверяют депутаты Госдумы. Противники инициативы не согласны с законотворцами и считают, что норма может быть использована как репрессивная мера и затронуть не только оппозиционеров, но и рядовых граждан.

Госдума 15 мая одобрила в первом чтении закон, который позволит наказывать тех, кто способствует западным санкциям. Новая статья в главу Уголовный кодекса о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства состоит из двух частей. Первая часть касается тех, кто отказывается сотрудничать с российскими гражданами, которые внесены в санкционные списки. Подобные действия будут караться штрафом до 600 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до четырех лет. Другая часть статьи предусматривает наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до трех лет для людей, которые своими действиями способствуют введению санкций против российских граждан.
Суверенитет в обмен на срок

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, объясняя актуальность законопроекта, заявил, что соблюдение санкций на территории России грозит утратой суверенитета и территориальной цельности страны.

Либеральная часть политической общественности считает, что в первую очередь введению санкций против россиян способствует политика государства, а не действия отдельно взятых граждан. Многие опасаются, что под действия закона могут попасть в первую очередь журналисты, блогеры, общественные организации, которые выпускают антикоррупционные расследования, оппозиционеры, которые критикуют действия чиновников или даже обычные граждане.

Депутат фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов, принимавший участие в создании проекта закона уверил ЗАКС.Ру, что медиасферы закон не коснется.

– Под действие закона попадают только те люди, которые оказывают прямое содействие в формировании санкционных списков. Условно говоря, если журналист приехал и выступил в компетентном органе Соединенных Штатов или отправил туда аналитическую записку, он может попасть под действие данной статьи. Если журналист опубликовал в отечественной газете расследование, а на основе этого американцы ввели санкции, то к уголовной ответственности он привлечен быть не может, так как нет умысла, – пояснил свою новеллу парламентарий.

Текущий вариант законопроекта, по словам Емельянова, не коснется общественных организаций, поскольку он предусматривает только уголовное наказание, а юридические лица могут быть привлечены только к административной ответственности. Под действие закона может попасть только лицо, которое сотрудничает с американскими госорганами. Умышленно передает какую-либо информацию для внесения российских граждан в санкционные списки, например, давали показания или рекомендации. По его словам, российские граждане участвовали в подготовке санкционных законов, начиная со «списка Магницкого».

Поправки в уголовный кодекс будут работать как превентивная мера, так полагает депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов. Угроза наказания заставит людей подумать прежде, чем совершить какое-то действие, которое может повлиять на введение санкций. Милонов добавил, что теперь наказание по новой уголовной статье, скорее всего не придется применять, потому что «теперь все испугались».

– Есть круг лиц, которые преднамеренно пытаются спровоцировать внесение того или иного человека или организацию в санкционные списки. Если им так хочется, тогда мы аналогичным образом реагируем на подобные предложения, – отметил парламентарий.

По мнению депутата, власти не будут использовать новую статью уголовного кодекса, как репрессивную меру для оппозиционеров.

«Мы сегодня обсуждали этот вопрос подробно. Какие-то высказывания оппозиционеров не рассматриваются [как нарушение закона], наказание может применяться, когда направляются представления о включении в оппозиционный список. Если оппозиционер хочет нанести вред нашей стране, пусть наносит вред и себе», – заявил Милонов.

Один из соавторов закона, глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал поправки в уголовный кодекс «профилактической и отрезвляющей мерой для тех, кто ставит предписания иностранных правительств превыше интересов и законов России». Часть законопроекта о наказании для тех, кто содействует введению антироссийских санкций, направлена против «провокаторов вроде [Григория] Родченкова и тех наших соотечественников, которые помогают западным правительствам в составлении всевозможных санкционных списков», – уточнил Сергей Миронов.

Целились в одних, написали под других, а преследовать будут третьих

Глава петербургского отделения партии «Справедлива Россия» Марина Шишкина заявила, что к идее закона она относится отрицательно.

– Очевидно, что он напрямую коснется блогеров и журналистов, которые проводят антикоррупционные расследования. Накажут не тех, кто ворует, а тех, кто об этом рассказывает, – считает Шишкина.

Руководитель правозащитной “Команды 29” адвокат Иван Павлов, считает, что закон сформулирован некорректно, в первую очередь он размыт, поэтому он не может работать конструктивно. Как и многие правые новеллы последних лет, новые поправки в Уголовный кодекс принимать нельзя, полагает адвокат.

– Целились в одних, сформулирован закон под других, а попадут по это третьи лица. Так обычно и происходит на практике. Например, с 282 статьей Уголовного кодекса об экстремизме. Нацелены были на оппозиционно настроенную аудиторию, а попадать под преследования стали люди, которые разместили какую-то картинку «Вконтакте», репост сделали, – объяснил адвокат. – Если буквально трактовать статью о наказании за совершение действий, направленных на введение санкций, то к уголовной ответственности должны привлекать тех, кто принимал управленческие решения, которые повлекли наложение санкций. Например, чиновников, которые ответственны за смерть Сергея Магнитского.

Иван Павлов предположил, что изначально закон был направлен на тех, кто пишет доклады, которые изучаются международными организациями или властями иностранных государств, но в результате преследовать могут рядовых граждан.

Заместитель генерального директора «Transparency International-Россия» Илья Шуманов считает, что расследования и исследования антикоррупционного центра, потенциально могут быть интерпретированы как элементы для введения санкций, но такой задачи организация перед собой не ставит. По словам Шуманова, поправки в УК РФ сформулированы так, что стать фигурантом потенциального уголовного дела по новой статье может любой гражданин России, и расследовали Transparency – не исключение. Однако обвинителям нужно будет доказать умысел в действиях фигурантов дела.

– Мы не участвуем в адвокатировании вступления санкций США. Фокус нашей деятельности направлен на устранение негативных последствий от коррупции в России, на улучшение институтов в нашей стране, а не на санкционное давление за пределами Российской Федерации, – уточнил Шуманов. – Широко размытая формулировка может самих депутатов Госдумы оставить крайними в этой истории, поскольку их действии тоже могут способствовать введению санкций. Некоторые законы, принятые за 5-10 последних лет, позволяют правоприменителю, исходя из политического контекста, выбирать: кого привлекать к ответственности, а кого не привлекать.

Серафима Курдюбова
https://www.zaks.ru/new/archive/view/176885

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »