Услуга или вымогательство?
Имеют ли право газовики навязывать дополнительные платные услуги под угрозой отключения газа и как этому противостоять?
Неделю назад на всех подъездах нашего дома появилось объявление смысл которого опишу в паре пунктов:
– Указанного числа проводят проверку газового оборудования
– Помимо проверки будут заключены новые договора
– В случае если в указанное время кого-то не будет дома, возможно отключение всего стояка по подъезду.
Прочитал, собрал информацию, почесал макушку. Выходит, что вроде все вполне закономерно в свете последних событий (запрос в гугл “взрыв бытового газа”). Отпросился с работы сижу, жду. Приятно удивила оперативность, через 15 минут начала назначенного времени стук в дверь. На пороге приятная молодая девушка(Д) в спецовке газпрома.
Д: Здравствуйте, мы проводим проверку газового оборудования в квартирах и заключаем новые договора.
Я: Здравствуйте. Проходите, проверяйте. Кстати, почему приходится перезаключать договор?
Д: Это не перезаключение, это дополнительный договор на техническое обслуживание вашего газового оборудования.
Я: Какое обслуживание?
Д: Раз в три года мы будем приходить и проверять вашу технику. И вам будет приходить отдельная платежка по этой статье.
И вот тут то закрались смутные подозрения. Я вежливо отказался. Робкая попытка навязать договор была уже встречена более раздраженно. И тут в квартиру влетает старшая по дому и начинает прессовать, что если я сейчас не подпишу, то весь подъезд останется без газа по моей вине. Тут меня немного повело, день с утра выдался не особо удачным- жара на улице машина что-то не завелась, такси не едут, очередь в регистратуре) нервы были сильно расшатаны и я крайне доступно объяснил всем присутствующим, что доступ к газовому оборудованию я предоставил, проверяйте, ищите нарушения, если нужно провести ТО проводите, если нет все свободны, а подписывать договор или нет это мое личное дело и никого более. Все вроде все поняли и побежали дальше. Так вот, почему я все же решил написать это. Все мое нутро подсказывает мне, что я был свидетелем попытки развода. Я подозреваю, что скажут, что нужно было проверить документы у этих людей, но вы сами поймите, что именно я должен увидеть, чтобы подтвердить или опровергнуть их отношение к организации? Подскажите насколько законно действуют эти люди и если незаконно, что грозит старшей по дому, которая действовала в их интересах принуждая жителей подписать договор?
Вереница несчастных случаев в результате взрывов газового оборудования из-за неправильного его подключения и использования породило Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, согласно которому поставщик газа имеет право отключить гражданина от газовой сети если он не заключил договор на ТО ВДГО. В связи с этим все потребители газа должны заключить договор на техническое обслуживание, чтобы специалист пришел в ваш дом и проверил все имеющееся внутридомовое газовое оборудование, разъяснил особенности пользования природным газом, если имеются какие-либо неполадки, срочно их устранил и убедился, что все в порядке.
Статьей 26 Закона «О газоснабжении в РФ» организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров (имеется в виду навязывание дополнительных услуг помимо собственно газоснабжения); включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.
Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.
Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.
Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.
Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством…»). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это «…иной нормативный акт…», но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке
«…или добровольно принятым обязательством…» А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли… В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему огромная армия чиновников создает «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать. Поставщик газа направит два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго — не позднее 20 дней до дня приостановления подачи газа. Так что, отказавшись подписать договор, надо отсчитывать 40 дней и не удивляться отсутствию газа в вашем жилье. Работы, связанные с приостановлением и подключением газа, придется оплачивать нам, потребителям газа: пункт 48: «Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования… Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа».
Практический совет: договор заключить, но ни в коем случае за него не платить — это незаконно. Оплачивать возможно только дополнительные услуги. За техобслуживание плиты и колонки мы должны будем заплатить технику, когда он придёт к нам домой.
А вот и реальный Белгородский опыт. Когда наступило время менять старый счетчик на новый, жильцы белгородских многоэтажек обратились в филиал компании «Газпромгазораспределение Белгород». Его специалисты, выехав на место, заявили, чтобы произвести поверку счетчика, жильцы должны подписать договор на сервисное обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
В большинстве случаев собственникам квартир не рассказали ни об условиях договора, ни о сроках действия, ни об оплате. Чтобы выяснить, насколько законны действия представителей газовой компании, белгородцы отправились в Центр защиты прав граждан. За небольшой период времени поступили сразу четыре таких обращения. (улица Есенина, 46, Молодежная,16, Щорса, 25, Олимпийская, 10).
Специалисты Центра подтвердили, действия филиала «Газпром газораспределение Белгород» неправомерны, принуждение абонентов к заключению договора, как и введение абонентов в заблуждение относительно предмета договора, запрещено законом.
«Спасибо большое сотрудникам Центра. Мы не знали полностью своих прав, поэтому газораспределительная компания позволила себе нагло установить такие правила», – рассказала жительница Белгорода Надежда Усикова, Щорса, 25.
Специалисты Центра рассказали жильцам, куда и с какими документами нужно обратиться.
Граждане составили заявления в Роспотребнадзор, УФАС, «Газпром межрегионгаз Белгород».
УФАС по Белгородской области возбудил дело по признакам нарушения «Газпром газораспределение Белгород» Федерального закона «О защите конкуренции».
Собственников многоквартирных домов просят быть внимательными и тщательно изучать любые документы, которые они подписывают.
– Порядок проведения поверки средств измерений не предусматривает в качестве обязательного условия поверки заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Кроме того, указанные действия «Газпромгазораспределение Белгород» являются грубым нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно Решения Верховного Суда газораспределительные организации не наделены исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, – прокомментировал специалист Центра справедливости. Собственники должны знать. У них есть право выбора сервисной компании, и, соответственно, условий договора оказания услуг.
Подготовил Арсений Холмский
Есть принципиальная разница между контролем (проверкой) и обслуживанием. Обслуживание предусмотрено постановлением правительства №410 еще в 2013 году. В том же году Федеральная службы по тарифам приняла приказ N 269-э/8 “Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического… ” Но монополисты на этот приказ плюют. Некоторые ТСЖ платят за это по 50 рублей в год с квартиры, а сейчас требуют порядка 100 в месяц. Сейчас одинокий пенсионер платит за газ 60 рублей в месяц, то теперь он будет платить 60 рублей за газ ещё 100 рублей сверху за какое-то там обслуживание. Т.е. для него газ подорожает почти в три раза. Поэтому при заключении договора надо требовать обоснование стоимости. Когда вам навязывают платную услугу, которую вы не заказывади, у вас есть желание пунктуально и досконально все контролировать. Тем более, что вы имеете это право в соответствии с п. 41в ПП-410 требовать перерасчет, если не будут выполняться обязательства по договору. А я уверен, что они исполнять в полном объеме не будут.
Интересные моменты из ПП-410.
П. 17 – кто является заказчиком по договору. По внутридомовому – УК. А вот по внутриквартирному собственник. Правда может и УК, но только на основании решения общего собрания. Зная дурь, которая сейчас творится в сфере ЖКХ, интересно будет узнать: как будут заключены договора относительно внутриквартирного оборудования.
П. 18 и 19 и далее в разных пунктах. К заявке к договору должны прилагаться: реквизиты паспорта и его копия, перечень оборудования. Копия документа о праве собственности на квартиру. Очень интересно как УК обойдут это требование?
П. 32 говорит о том, что я могу не заключать договор, если он у меня есть. А УК будет интересоваться, есть у меня договор или нет?В договоре необходимо видеть конкретизацию п. 46, по которому я обязан допустить специалистов для выполнения работ. В п. 53 указано, что должно быть время. Естественно, что если я увижу требование быть дома с 9 до 17 часов, то с таким требованием я не соглашусь. При нашей средней зарплате один день стоит не менее 1000 рублей. Мне такие потери не нужны.Таким образом, у вас на руках должен быть договор на ТО ВКГО, который я должен либо подписать, либо предоставить протокол разногласий. А потом нудно требовать исполнения договора.