Первым делом-самолеты

Янв 31 • Расследования • 17 Просмотров • Комментариев к записи Первым делом-самолеты нет

Марина Раскова – летчица-штурман, Герой Советского Союза. Участвовала в
установлении рекорда по дальности беспрерывного полета на самолете АНТ-37
(«Россия»). Командир первого женского авиаполка «Ночные ведьмы».

Во время Великой Отечественной войны плечом к плечу с мужчинами сражались храбрые
женщины, поставившие долг перед Родиной выше собственной жизни. Одной из таких
героинь стала летчица-штурман Марина Раскова, возглавившая воздушное сопротивление
авиации захватчиков.
Лично знакомая с Иосифом Сталиным, «Ночная ведьма» добилась разрешения на
создание чисто женских авиаотрядов. Безграничная храбрость и преданность Марины
были высоко оценены советским народом: легендарная летчица получила звание Героя
Советского Союза и любовь миллионов соотечественников.
Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в столице
Советского Союза. Отец семейства Михаил Дмитриевич принадлежал творческому
сообществу Москвы: исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую
деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих
учениц.
Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей – все данные для этого у нее
имелись. Однако после трагической гибели отца ее биография пошла совсем по другому
сценарию.
В 1919 году музыкант попал под колеса мотоцикла, получив несовместимые с жизнью
травмы. Его овдовевшая супруга Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми, и
вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату. Чтобы облегчить жизнь
матери, юные Марина и ее брат Рома устроились на работу, навсегда попрощавшись с
беззаботным детством.
Семнадцатилетняя Марина пришла на Бутырский химический завод, где встретила своего
будущего супруга – симпатичного инженера Сергея Раскова. Чтобы как-то разгрузить
мать, вышла за него замуж и образовала свою семью Весной 1929 года Марина вышла
замуж за инженера Сергея Раскова. Вскоре в молодой семье появилась дочь Татьяна, но
счастливая личная жизнь длилась недолго. Возможно, этот брак был слишком
скоропалительным, и осознав это, Раскова подала на развод.
Расставание прошло мирно, без каких-либо скандалов и разбирательств. Дочь осталась с
отцом, так как к тому времени ее мать была полностью поглощена работой в авиации. С
маленькой Таней женщина продолжала видеться, сохранилось даже их совместное фото
от 1938 года. Позже девушка вышла замуж, и стала носить фамилию Голенко.
.
В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию
Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь девушка окончательно поняла, что
ее призвание заключается не в музыке и семейной жизни, а в самолетах. Впервые увидев
огромную «железную птицу», Марина буквально влюбилась и загорелась мечтой однажды
оказаться за штурвалом.
Поставив себе цель во что бы то ни стало научиться летать, лаборантка поступила в
Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году студентка

получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы,
стала летчицей.
В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями
времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов,
демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от
успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины
Осипенко и Валентины Гризодубовой.
В 1938-м команда отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по
дальности полета, пролетев на «Родине» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и
пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока составлял почти 6,5 тысяч
километров.
«Дамскому» экипажу рукоплескала вся страна. Проявленные при перелете героизм и
мужество высоко оценило советское руководство, удостоив девушек званиями Героев
Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду»,
став второй в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой. В эти
годы популярность летчицы была огромной, и на этой волне она решила написать
автобиографическую книгу «Записки штурмана».
В том же году Раскова вступила в ряды Красной Армии, параллельно став сотрудником
НКВД. К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.
Когда гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР, на защиту родину
встала вся страна. Марина Михайловна к тому времени уже была лично знакома с
генсеком Сталиным, что позволило ей добиться формирования женских авиаполков Як-1,
По-2 и Пе-2. Боевую часть По-2 в народе называли «Ночными ведьмами», поэтому вскоре
это прозвище закрепилось за самой Расковой.
Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было
много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в
оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После
настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину
Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.
Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины
был в полной готовности для участия в Сталинградской битве.
Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, выяснилось, что два
самолета не могут продолжить путь из-за неисправностей. «Ночных ведьм» Ломанову и
Губину командир не бросила: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина
вернулась на помощь боевым подругам. В путь летчицы отправились на несколько дней
позже запланированного.
Отправка оставшихся самолетов должна была состояться утром 4 января, но из-за сильной
метели машины взлетели только в обед. Впереди женскую эскадрилью ждала сильная
облачность, но Марина Михайловна скомандовала прорываться вперед. Ее «железная
птица» первой врезалась в густую белизну.
Следовавшие за капитаном Ломанова и Губина добрались до места дозаправки без особых
происшествий, а вот самолет Расковой так и не появился.

Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в
окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж –
штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на
месте катастрофы установили мемориальную плиту.
Значение личности «Ночной ведьмы» было велико – она являлась символом советской
женской авиации. Поэтому расследованием обстоятельств ее гибели занялась Главная
военная прокуратура. Сохранились документы экспертной комиссии, согласно которым
общий налет Марины Михайловны составлял всего шестьдесят часов, что было
недостаточно, чтобы справиться с непогодой. Проще сказать, летчице элементарно не
хватило опыта.
В инструкциях ВВС четко прописано, что при плохой видимости необходимо развернуть
машину и следовать обратно на базу. В случае же нехватки топлива, командиру
полагается «лечь на пузо» и дожидаться улучшения погодных условий. Причины, по
которым Раскова пренебрегла инструкциями, она унесла с собой. Как бы то ни было,
своим поступком летчица обрекла на смерть не только себя, но и своих товарищей. А
Губина и Ломанова смогли благополучно приземлиться по двум причинам – либо они
были более опытными пилотами, либо им просто повезло.
Грубую ошибку Марины Расковой не стали предавать огласке, решив оставить эту
смелую женщину символом для миллионов советских граждан. Командира «Ночных
ведьм» похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами
известных деятелей СССР.
Три девицы под крылом…
Сейчас об этом великом приключении действительно подзабыли, а вот в сентябре 1938
года оно гремело на всю планету. Три летчицы – Полина Осипенко, Валентина
Гризодубова и Марина Раскова – за сутки преодолели расстояние от Москвы до Дальнего
Востока, установив мировой рекорд дальности перелета среди женских экипажей – 6450
км!
Однако, достигнув берегов Охотского моря, АНТ-37 «Родина» в последний раз вышел на
связь и пропал… Развернулась масштабная поисково-спасательная операция, и через
несколько дней борт нашли в районе села Керби (ныне село имени Полины Осипенко).
Самолету не хватило горючего до Комсомольска-на-Амуре, и он пошел на вынужденную
посадку в тайге… Но если для пилотов приключения на этом завершились, то для
штурмана – только начались…
Опасный прыжок
Опасаясь, что самолет при аварийной посадке перевернется и штурман, чье рабочее место
находилось у хвоста, погибнет, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с
парашютом.
«Я рассердилась на Валю, показала ей кулак, – вспоминала Марина в своей книге
«Записки штурмана». – Но делать нечего, приказ командира есть приказ…»
Как оказалось потом, шансов выжить в самолете у Расковой было гораздо больше.
Гризодубова настолько виртуозно посадила «Родину» на брюхо в болоте, что штурман,
останься в кабине, «даже не набила бы себе шишки на лбу».

Проблемы же за бортом начались с самого начала. Десантирование шло с боевым
парашютом, его купол меньше по площади стандартного, а значит, скорость спуска выше.
Кроме того, это был всего лишь третий прыжок летчицы, и она могла сломать ногу при
приземлении… или утонуть в болоте… или попасть на острые колья сухостоя… Не говоря
уже обо всех опасностях, что хранила в себе дикая тайга после посадки: звери, голод,
холод, топи… Выжила чудом: бог был на стороне штурмана, несмотря на весь ее атеизм…
Комплект выживания у Расковой какой-никакой был, хотя в большинстве своем это
оказались вещи, которые она распихала по карманам перед самым прыжком.
«Проверяю свое небольшое хозяйство: охотничий нож-финка с пилочкой, отверткой и
шилом, револьвер, 18 патронов, коробка арктических спичек – из тех, которые дал нам
перед отлетом Иван Дмитриевич Папанин (известный полярный исследователь. – Авт.),
компас и две плитки шоколада», – писала Раскова в «Записках штурмана». Потом девушка
обнаружила еще целое богатство – десяток мятных конфет: ими забивала голод, когда
закончился шоколад, хотя две плитки она мудро растянула на неделю… Помогали летчице
притупить голод и дары природы – плоды черемухи, рябины и клюквы.
Пыталась штурман и собирать грибы, но первый же опыт приготовления их на костре
завершился плачевно – неопытный робинзон заготовила слишком много дров, которые
вспыхнули как порох. В итоге сгорели не только грибы и спички, но и часть тайги. От
большого пожара пришлось прятаться в болотах.
Однако в других случаях Марина показала себя молодцом. Несмотря на большой вес
амуниции, девушка ничего не выбросила.
«На мне поверх шелкового – егерское белье (прообраз термобелья. .), кожаная куртка на
меху, меховые брюки, унты, теплый кожаный шлем, на руках – шерстяные перчатки».
Тяжелая теплая одежда только мешала жарким днем, поэтому Марина сразу разделась до
термобелья, а ненужную амуницию связала в большой тюк. Он весьма мешал продираться
через бурелом, и появилось искушение все это бросить. Другой бы, может, и поддался
дневному желанию и очень пожалел бы об этом вечером. Ведь в третью ночь температура
упала ниже нуля – и арктический летный комплект буквально спас Марине жизнь.
Несколько раз летчица была на волосок от гибели. Все десять дней она без остановки шла
на звук выстрелов своих подруг – так они условились еще до полета найтись, если
потеряются в тайге. За это время чуть не утонула в болоте (выручило то, что вспомнила
кадр из фильма «Девушка с Камчатки», где героиня спаслась из такой же ситуации),
отстреливалась от медведя, убегала от идущего по пятам выводка рысей…
А в последнюю ночь Расковой приснился… Сталин, который попросил найти в тайге его
автомобиль. Девушка ничем не смогла помочь, и вождь разозлился: «Какой же вы тогда
штурман?»
Проснувшись, Раскова тоже разозлилась: действительно – штурман она, черт побери, или
нет?! Злость придала сил на последний бросок. К вечеру будущий Герой Советского
Союза увидела вдалеке блеск самолета и уже в темноте вышла к «Родине», где был разбит
большой лагерь спасателей…
Из воспоминаний Виктора Ивановича Тюльпанова жителя нашего города Арзамаса. Он
лично был знаком с Мариной Михайловной Расковой. Родился Виктор Иванович в селе
Лопатино Вадского района в многодетной семье. С детства маленькому мальчишке

приходилось много работать на ровне со взрослыми. Приходилось выполнять иногда
даже не посильную работу.
Во время Великой отечественной войны в Вадском районе и расположился полк
истребителей. На тот момент Виктору было 9 лет . Однажды летним утром он пас телят на
лугу ,к нему подошла женщина и попросила найти ей квартиру. Как потом выяснилось это
и была Марина Михайловна Раскова. Так Марина Михайловна со своей дочерью
поселилась у соседей. Семья Тюльпановых была многодетная, не богатая лишних вещей
даже из одежды не было одни штаны да лапти – рассказывает Виктор Иванович.
Маленький мальчишка ловил рыбу и кормил полк «Ночных ведьм». В селе остались две
пожарные лошади, на одной из которых возил воду летчицам для приготовления еды .Все
время добрая Марина Михайловна подкармливала его, а летчицы одевали пацана
перешивая старые вещи. Виктор Иванович жизнью обязан этой прекрасной женщине.
Она спасла меня от голода.
С благодарностью и любовью вспоминает Виктор Иванович Марину Михайловну Раскову
и весь полк «Ночные ведьмы».
В этом году Виктору Ивановичу Тюльпанову исполнилось 90 лет . Со слезами на глазах
рассказывает: если бы Раскова с ее «Ночными ведьмами» не спасли меня не дожил бы я до
такого юбилея.

приходилось много работать на ровне со взрослыми. Приходилось выполнять иногда
даже не посильную работу.
Во время Великой отечественной войны в Вадском районе и расположился полк
истребителей. На тот момент Виктору было 9 лет . Однажды летним утром он пас телят на
лугу ,к нему подошла женщина и попросила найти ей квартиру. Как потом выяснилось это
и была Марина Михайловна Раскова. Так Марина Михайловна со своей дочерью
поселилась у соседей. Семья Тюльпановых была многодетная, не богатая лишних вещей
даже из одежды не было одни штаны да лапти – рассказывает Виктор Иванович.
Маленький мальчишка ловил рыбу и кормил полк «Ночных ведьм». В селе остались две
пожарные лошади, на одной из которых возил воду летчицам для приготовления еды .Все
время добрая Марина Михайловна подкармливала его, а летчицы одевали пацана
перешивая старые вещи. Виктор Иванович жизнью обязан этой прекрасной женщине.
Она спасла меня от голода.
С благодарностью и любовью вспоминает Виктор Иванович Марину Михайловну Раскову
и весь полк «Ночные ведьмы».
В этом году Виктору Ивановичу Тюльпанову исполнилось 90 лет . Со слезами на глазах
рассказывает: если бы Раскова с ее «Ночными ведьмами» не спасли меня не дожил бы я до

Проблемы же за бортом начались с самого начала. Десантирование шло с боевым
парашютом, его купол меньше по площади стандартного, а значит, скорость спуска выше.
Кроме того, это был всего лишь третий прыжок летчицы, и она могла сломать ногу при
приземлении… или утонуть в болоте… или попасть на острые колья сухостоя… Не говоря
уже обо всех опасностях, что хранила в себе дикая тайга после посадки: звери, голод,
холод, топи… Выжила чудом: бог был на стороне штурмана, несмотря на весь ее атеизм…
Комплект выживания у Расковой какой-никакой был, хотя в большинстве своем это
оказались вещи, которые она распихала по карманам перед самым прыжком.
«Проверяю свое небольшое хозяйство: охотничий нож-финка с пилочкой, отверткой и
шилом, револьвер, 18 патронов, коробка арктических спичек – из тех, которые дал нам
перед отлетом Иван Дмитриевич Папанин (известный полярный исследователь. – Авт.),
компас и две плитки шоколада», – писала Раскова в «Записках штурмана». Потом девушка
обнаружила еще целое богатство – десяток мятных конфет: ими забивала голод, когда
закончился шоколад, хотя две плитки она мудро растянула на неделю… Помогали летчице
притупить голод и дары природы – плоды черемухи, рябины и клюквы.
Пыталась штурман и собирать грибы, но первый же опыт приготовления их на костре
завершился плачевно – неопытный робинзон заготовила слишком много дров, которые
вспыхнули как порох. В итоге сгорели не только грибы и спички, но и часть тайги. От
большого пожара пришлось прятаться в болотах.
Однако в других случаях Марина показала себя молодцом. Несмотря на большой вес
амуниции, девушка ничего не выбросила.
«На мне поверх шелкового – егерское белье (прообраз термобелья. .), кожаная куртка на
меху, меховые брюки, унты, теплый кожаный шлем, на руках – шерстяные перчатки».
Тяжелая теплая одежда только мешала жарким днем, поэтому Марина сразу разделась до
термобелья, а ненужную амуницию связала в большой тюк. Он весьма мешал продираться
через бурелом, и появилось искушение все это бросить. Другой бы, может, и поддался
дневному желанию и очень пожалел бы об этом вечером. Ведь в третью ночь температура
упала ниже нуля – и арктический летный комплект буквально спас Марине жизнь.
Несколько раз летчица была на волосок от гибели. Все десять дней она без остановки шла
на звук выстрелов своих подруг – так они условились еще до полета найтись, если
потеряются в тайге. За это время чуть не утонула в болоте (выручило то, что вспомнила
кадр из фильма «Девушка с Камчатки», где героиня спаслась из такой же ситуации),
отстреливалась от медведя, убегала от идущего по пятам выводка рысей…
А в последнюю ночь Расковой приснился… Сталин, который попросил найти в тайге его
автомобиль. Девушка ничем не смогла помочь, и вождь разозлился: «Какой же вы тогда
штурман?»
Проснувшись, Раскова тоже разозлилась: действительно – штурман она, черт побери, или
нет?! Злость придала сил на последний бросок. К вечеру будущий Герой Советского
Союза увидела вдалеке блеск самолета и уже в темноте вышла к «Родине», где был разбит
большой лагерь спасателей…
Из воспоминаний Виктора Ивановича Тюльпанова жителя нашего города Арзамаса. Он
лично был знаком с Мариной Михайловной Расковой. Родился Виктор Иванович в селе
Лопатино Вадского района в многодетной семье. С детства маленькому мальчишке

приходилось много работать на ровне со взрослыми. Приходилось выполнять иногда
даже не посильную работу.
Во время Великой отечественной войны в Вадском районе и расположился полк
истребителей. На тот момент Виктору было 9 лет . Однажды летним утром он пас телят на
лугу ,к нему подошла женщина и попросила найти ей квартиру. Как потом выяснилось это
и была Марина Михайловна Раскова. Так Марина Михайловна со своей дочерью
поселилась у соседей. Семья Тюльпановых была многодетная, не богатая лишних вещей
даже из одежды не было одни штаны да лапти – рассказывает Виктор Иванович.
Маленький мальчишка ловил рыбу и кормил полк «Ночных ведьм». В селе остались две
пожарные лошади, на одной из которых возил воду летчицам для приготовления еды .Все
время добрая Марина Михайловна подкармливала его, а летчицы одевали пацана
перешивая старые вещи. Виктор Иванович жизнью обязан этой прекрасной женщине.
Она спасла меня от голода.
С благодарностью и любовью вспоминает Виктор Иванович Марину Михайловну Раскову
и весь полк «Ночные ведьмы».
В этом году Виктору Ивановичу Тюльпанову исполнилось 90 лет . Со слезами на глазах
рассказывает: если бы Раскова с ее «Ночными ведьмами» не спасли меня не дожил бы я до

Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в
окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж –
штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на
месте катастрофы установили мемориальную плиту.
Значение личности «Ночной ведьмы» было велико – она являлась символом советской
женской авиации. Поэтому расследованием обстоятельств ее гибели занялась Главная
военная прокуратура. Сохранились документы экспертной комиссии, согласно которым
общий налет Марины Михайловны составлял всего шестьдесят часов, что было
недостаточно, чтобы справиться с непогодой. Проще сказать, летчице элементарно не
хватило опыта.
В инструкциях ВВС четко прописано, что при плохой видимости необходимо развернуть
машину и следовать обратно на базу. В случае же нехватки топлива, командиру
полагается «лечь на пузо» и дожидаться улучшения погодных условий. Причины, по
которым Раскова пренебрегла инструкциями, она унесла с собой. Как бы то ни было,
своим поступком летчица обрекла на смерть не только себя, но и своих товарищей. А
Губина и Ломанова смогли благополучно приземлиться по двум причинам – либо они
были более опытными пилотами, либо им просто повезло.
Грубую ошибку Марины Расковой не стали предавать огласке, решив оставить эту
смелую женщину символом для миллионов советских граждан. Командира «Ночных
ведьм» похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами
известных деятелей СССР.
Три девицы под крылом…
Сейчас об этом великом приключении действительно подзабыли, а вот в сентябре 1938
года оно гремело на всю планету. Три летчицы – Полина Осипенко, Валентина
Гризодубова и Марина Раскова – за сутки преодолели расстояние от Москвы до Дальнего
Востока, установив мировой рекорд дальности перелета среди женских экипажей – 6450
км!
Однако, достигнув берегов Охотского моря, АНТ-37 «Родина» в последний раз вышел на
связь и пропал… Развернулась масштабная поисково-спасательная операция, и через
несколько дней борт нашли в районе села Керби (ныне село имени Полины Осипенко).
Самолету не хватило горючего до Комсомольска-на-Амуре, и он пошел на вынужденную
посадку в тайге… Но если для пилотов приключения на этом завершились, то для
штурмана – только начались…
Опасный прыжок
Опасаясь, что самолет при аварийной посадке перевернется и штурман, чье рабочее место
находилось у хвоста, погибнет, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с
парашютом.
«Я рассердилась на Валю, показала ей кулак, – вспоминала Марина в своей книге
«Записки штурмана». – Но делать нечего, приказ командира есть приказ…»
Как оказалось потом, шансов выжить в самолете у Расковой было гораздо больше.
Гризодубова настолько виртуозно посадила «Родину» на брюхо в болоте, что штурман,
останься в кабине, «даже не набила бы себе шишки на лбу».

Проблемы же за бортом начались с самого начала. Десантирование шло с боевым
парашютом, его купол меньше по площади стандартного, а значит, скорость спуска выше.
Кроме того, это был всего лишь третий прыжок летчицы, и она могла сломать ногу при
приземлении… или утонуть в болоте… или попасть на острые колья сухостоя… Не говоря
уже обо всех опасностях, что хранила в себе дикая тайга после посадки: звери, голод,
холод, топи… Выжила чудом: бог был на стороне штурмана, несмотря на весь ее атеизм…
Комплект выживания у Расковой какой-никакой был, хотя в большинстве своем это
оказались вещи, которые она распихала по карманам перед самым прыжком.
«Проверяю свое небольшое хозяйство: охотничий нож-финка с пилочкой, отверткой и
шилом, револьвер, 18 патронов, коробка арктических спичек – из тех, которые дал нам
перед отлетом Иван Дмитриевич Папанин (известный полярный исследователь. – Авт.),
компас и две плитки шоколада», – писала Раскова в «Записках штурмана». Потом девушка
обнаружила еще целое богатство – десяток мятных конфет: ими забивала голод, когда
закончился шоколад, хотя две плитки она мудро растянула на неделю… Помогали летчице
притупить голод и дары природы – плоды черемухи, рябины и клюквы.
Пыталась штурман и собирать грибы, но первый же опыт приготовления их на костре
завершился плачевно – неопытный робинзон заготовила слишком много дров, которые
вспыхнули как порох. В итоге сгорели не только грибы и спички, но и часть тайги. От
большого пожара пришлось прятаться в болотах.
Однако в других случаях Марина показала себя молодцом. Несмотря на большой вес
амуниции, девушка ничего не выбросила.
«На мне поверх шелкового – егерское белье (прообраз термобелья. .), кожаная куртка на
меху, меховые брюки, унты, теплый кожаный шлем, на руках – шерстяные перчатки».
Тяжелая теплая одежда только мешала жарким днем, поэтому Марина сразу разделась до
термобелья, а ненужную амуницию связала в большой тюк. Он весьма мешал продираться
через бурелом, и появилось искушение все это бросить. Другой бы, может, и поддался
дневному желанию и очень пожалел бы об этом вечером. Ведь в третью ночь температура
упала ниже нуля – и арктический летный комплект буквально спас Марине жизнь.
Несколько раз летчица была на волосок от гибели. Все десять дней она без остановки шла
на звук выстрелов своих подруг – так они условились еще до полета найтись, если
потеряются в тайге. За это время чуть не утонула в болоте (выручило то, что вспомнила
кадр из фильма «Девушка с Камчатки», где героиня спаслась из такой же ситуации),
отстреливалась от медведя, убегала от идущего по пятам выводка рысей…
А в последнюю ночь Расковой приснился… Сталин, который попросил найти в тайге его
автомобиль. Девушка ничем не смогла помочь, и вождь разозлился: «Какой же вы тогда
штурман?»
Проснувшись, Раскова тоже разозлилась: действительно – штурман она, черт побери, или
нет?! Злость придала сил на последний бросок. К вечеру будущий Герой Советского
Союза увидела вдалеке блеск самолета и уже в темноте вышла к «Родине», где был разбит
большой лагерь спасателей…
Из воспоминаний Виктора Ивановича Тюльпанова жителя нашего города Арзамаса. Он
лично был знаком с Мариной Михайловной Расковой. Родился Виктор Иванович в селе
Лопатино Вадского района в многодетной семье. С детства маленькому мальчишке

приходилось много работать на ровне со взрослыми. Приходилось выполнять иногда
даже не посильную работу.
Во время Великой отечественной войны в Вадском районе и расположился полк
истребителей. На тот момент Виктору было 9 лет . Однажды летним утром он пас телят на
лугу ,к нему подошла женщина и попросила найти ей квартиру. Как потом выяснилось это
и была Марина Михайловна Раскова. Так Марина Михайловна со своей дочерью
поселилась у соседей. Семья Тюльпановых была многодетная, не богатая лишних вещей
даже из одежды не было одни штаны да лапти – рассказывает Виктор Иванович.
Маленький мальчишка ловил рыбу и кормил полк «Ночных ведьм». В селе остались две
пожарные лошади, на одной из которых возил воду летчицам для приготовления еды .Все
время добрая Марина Михайловна подкармливала его, а летчицы одевали пацана
перешивая старые вещи. Виктор Иванович жизнью обязан этой прекрасной женщине.
Она спасла меня от голода.
С благодарностью и любовью вспоминает Виктор Иванович Марину Михайловну Раскову
и весь полк «Ночные ведьмы».
В этом году Виктору Ивановичу Тюльпанову исполнилось 90 лет . Со слезами на глазах
рассказывает: если бы Раскова с ее «Ночными ведьмами» не спасли меня не дожил бы я до

получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы,
стала летчицей.
В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями
времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов,
демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от
успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины
Осипенко и Валентины Гризодубовой.
В 1938-м команда отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по
дальности полета, пролетев на «Родине» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и
пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока составлял почти 6,5 тысяч
километров.
«Дамскому» экипажу рукоплескала вся страна. Проявленные при перелете героизм и
мужество высоко оценило советское руководство, удостоив девушек званиями Героев
Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду»,
став второй в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой. В эти
годы популярность летчицы была огромной, и на этой волне она решила написать
автобиографическую книгу «Записки штурмана».
В том же году Раскова вступила в ряды Красной Армии, параллельно став сотрудником
НКВД. К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.
Когда гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР, на защиту родину
встала вся страна. Марина Михайловна к тому времени уже была лично знакома с
генсеком Сталиным, что позволило ей добиться формирования женских авиаполков Як-1,
По-2 и Пе-2. Боевую часть По-2 в народе называли «Ночными ведьмами», поэтому вскоре
это прозвище закрепилось за самой Расковой.
Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было
много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в
оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После
настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину
Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.
Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины
был в полной готовности для участия в Сталинградской битве.
Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, выяснилось, что два
самолета не могут продолжить путь из-за неисправностей. «Ночных ведьм» Ломанову и
Губину командир не бросила: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина
вернулась на помощь боевым подругам. В путь летчицы отправились на несколько дней
позже запланированного.
Отправка оставшихся самолетов должна была состояться утром 4 января, но из-за сильной
метели машины взлетели только в обед. Впереди женскую эскадрилью ждала сильная
облачность, но Марина Михайловна скомандовала прорываться вперед. Ее «железная
птица» первой врезалась в густую белизну.
Следовавшие за капитаном Ломанова и Губина добрались до места дозаправки без особых
происшествий, а вот самолет Расковой так и не появился.

Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в
окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж –
штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на
месте катастрофы установили мемориальную плиту.
Значение личности «Ночной ведьмы» было велико – она являлась символом советской
женской авиации. Поэтому расследованием обстоятельств ее гибели занялась Главная
военная прокуратура. Сохранились документы экспертной комиссии, согласно которым
общий налет Марины Михайловны составлял всего шестьдесят часов, что было
недостаточно, чтобы справиться с непогодой. Проще сказать, летчице элементарно не
хватило опыта.
В инструкциях ВВС четко прописано, что при плохой видимости необходимо развернуть
машину и следовать обратно на базу. В случае же нехватки топлива, командиру
полагается «лечь на пузо» и дожидаться улучшения погодных условий. Причины, по
которым Раскова пренебрегла инструкциями, она унесла с собой. Как бы то ни было,
своим поступком летчица обрекла на смерть не только себя, но и своих товарищей. А
Губина и Ломанова смогли благополучно приземлиться по двум причинам – либо они
были более опытными пилотами, либо им просто повезло.
Грубую ошибку Марины Расковой не стали предавать огласке, решив оставить эту
смелую женщину символом для миллионов советских граждан. Командира «Ночных
ведьм» похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами
известных деятелей СССР.
Три девицы под крылом…
Сейчас об этом великом приключении действительно подзабыли, а вот в сентябре 1938
года оно гремело на всю планету. Три летчицы – Полина Осипенко, Валентина
Гризодубова и Марина Раскова – за сутки преодолели расстояние от Москвы до Дальнего
Востока, установив мировой рекорд дальности перелета среди женских экипажей – 6450
км!
Однако, достигнув берегов Охотского моря, АНТ-37 «Родина» в последний раз вышел на
связь и пропал… Развернулась масштабная поисково-спасательная операция, и через
несколько дней борт нашли в районе села Керби (ныне село имени Полины Осипенко).
Самолету не хватило горючего до Комсомольска-на-Амуре, и он пошел на вынужденную
посадку в тайге… Но если для пилотов приключения на этом завершились, то для
штурмана – только начались…
Опасный прыжок
Опасаясь, что самолет при аварийной посадке перевернется и штурман, чье рабочее место
находилось у хвоста, погибнет, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с
парашютом.
«Я рассердилась на Валю, показала ей кулак, – вспоминала Марина в своей книге
«Записки штурмана». – Но делать нечего, приказ командира есть приказ…»
Как оказалось потом, шансов выжить в самолете у Расковой было гораздо больше.
Гризодубова настолько виртуозно посадила «Родину» на брюхо в болоте, что штурман,
останься в кабине, «даже не набила бы себе шишки на лбу».

Проблемы же за бортом начались с самого начала. Десантирование шло с боевым
парашютом, его купол меньше по площади стандартного, а значит, скорость спуска выше.
Кроме того, это был всего лишь третий прыжок летчицы, и она могла сломать ногу при
приземлении… или утонуть в болоте… или попасть на острые колья сухостоя… Не говоря
уже обо всех опасностях, что хранила в себе дикая тайга после посадки: звери, голод,
холод, топи… Выжила чудом: бог был на стороне штурмана, несмотря на весь ее атеизм…
Комплект выживания у Расковой какой-никакой был, хотя в большинстве своем это
оказались вещи, которые она распихала по карманам перед самым прыжком.
«Проверяю свое небольшое хозяйство: охотничий нож-финка с пилочкой, отверткой и
шилом, револьвер, 18 патронов, коробка арктических спичек – из тех, которые дал нам
перед отлетом Иван Дмитриевич Папанин (известный полярный исследователь. – Авт.),
компас и две плитки шоколада», – писала Раскова в «Записках штурмана». Потом девушка
обнаружила еще целое богатство – десяток мятных конфет: ими забивала голод, когда
закончился шоколад, хотя две плитки она мудро растянула на неделю… Помогали летчице
притупить голод и дары природы – плоды черемухи, рябины и клюквы.
Пыталась штурман и собирать грибы, но первый же опыт приготовления их на костре
завершился плачевно – неопытный робинзон заготовила слишком много дров, которые
вспыхнули как порох. В итоге сгорели не только грибы и спички, но и часть тайги. От
большого пожара пришлось прятаться в болотах.
Однако в других случаях Марина показала себя молодцом. Несмотря на большой вес
амуниции, девушка ничего не выбросила.
«На мне поверх шелкового – егерское белье (прообраз термобелья. .), кожаная куртка на
меху, меховые брюки, унты, теплый кожаный шлем, на руках – шерстяные перчатки».
Тяжелая теплая одежда только мешала жарким днем, поэтому Марина сразу разделась до
термобелья, а ненужную амуницию связала в большой тюк. Он весьма мешал продираться
через бурелом, и появилось искушение все это бросить. Другой бы, может, и поддался
дневному желанию и очень пожалел бы об этом вечером. Ведь в третью ночь температура
упала ниже нуля – и арктический летный комплект буквально спас Марине жизнь.
Несколько раз летчица была на волосок от гибели. Все десять дней она без остановки шла
на звук выстрелов своих подруг – так они условились еще до полета найтись, если
потеряются в тайге. За это время чуть не утонула в болоте (выручило то, что вспомнила
кадр из фильма «Девушка с Камчатки», где героиня спаслась из такой же ситуации),
отстреливалась от медведя, убегала от идущего по пятам выводка рысей…
А в последнюю ночь Расковой приснился… Сталин, который попросил найти в тайге его
автомобиль. Девушка ничем не смогла помочь, и вождь разозлился: «Какой же вы тогда
штурман?»
Проснувшись, Раскова тоже разозлилась: действительно – штурман она, черт побери, или
нет?! Злость придала сил на последний бросок. К вечеру будущий Герой Советского
Союза увидела вдалеке блеск самолета и уже в темноте вышла к «Родине», где был разбит
большой лагерь спасателей…
Из воспоминаний Виктора Ивановича Тюльпанова жителя нашего города Арзамаса. Он
лично был знаком с Мариной Михайловной Расковой. Родился Виктор Иванович в селе
Лопатино Вадского района в многодетной семье. С детства маленькому мальчишке

приходилось много работать на ровне со взрослыми. Приходилось выполнять иногда
даже не посильную работу.
Во время Великой отечественной войны в Вадском районе и расположился полк
истребителей. На тот момент Виктору было 9 лет . Однажды летним утром он пас телят на
лугу ,к нему подошла женщина и попросила найти ей квартиру. Как потом выяснилось это
и была Марина Михайловна Раскова. Так Марина Михайловна со своей дочерью
поселилась у соседей. Семья Тюльпановых была многодетная, не богатая лишних вещей
даже из одежды не было одни штаны да лапти – рассказывает Виктор Иванович.
Маленький мальчишка ловил рыбу и кормил полк «Ночных ведьм». В селе остались две
пожарные лошади, на одной из которых возил воду летчицам для приготовления еды .Все
время добрая Марина Михайловна подкармливала его, а летчицы одевали пацана
перешивая старые вещи. Виктор Иванович жизнью обязан этой прекрасной женщине.
Она спасла меня от голода.
С благодарностью и любовью вспоминает Виктор Иванович Марину Михайловну Раскову
и весь полк «Ночные ведьмы».
В этом году Виктору Ивановичу Тюльпанову исполнилось 90 лет . Со слезами на глазах
рассказывает: если бы Раскова с ее «Ночными ведьмами» не спасли меня не дожил бы я до
такого юбилея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

«