Совершить невозможное и остаться в живых.

Огненный таран Гастелло. Пожалуй, нет у нас в стране человека,
который не знает об этом самоотверженном подвиге, совершенном
лейтенантом Николаем Гастелло в самом начале войны. На подбитом
самолете он врезался в колонну немецкой техники, остановив ее
продвижение на Москву. Экипаж летчика погиб, а он сам был
представлен к званию Героя СССР
Такой таран – страшный военный прием. Какой самоотверженностью
должен обладать человек, чтобы преднамеренно пойти на это, зная, что
еще мгновение – и его не будет в живых? Многие историки сравнивают
наших пилотов с японскими камикадзе. Но ведь последние изначально
готовили себя к роли смертников, а советские летчики самостоятельно
принимали решение идти на самопожертвование или нет. И шли не
раздумывая. За время Великой Отечественно они направили свои машины
в скопления врага на земле 257 раз!
Кажется, что принявшие решение пожертвовать собой, были обречены на
безусловную смерть. Однако история войны знает несколько случаев, когда
летчики оставались живыми после наземных “огненных таранов”.
Сергей Колыбин
Начало войны 29-летний лейтенант Сергей Колыбин встретил командиром
авиационного звена 74-го штурмового авиаполка. С самого начала боевых
действий он стал совершать вылеты и за два первых месяца войны
выполнил множество задач, даже сбив два самолета противника.
24 августа 1941 года звено Колыбина получило приказ об уничтожении моста через
Днепр в районе села Окуниново Черниговской области. При подлете он увидел что

по мосту как раз движется колонна вражеской техники. Совершив два захода,
летчик удачно отбомбился по колонне, но тут словно очнулись вражеские зенитки.
Первый же снаряд угодил в бензобак Колыбинского “Ила”. Времени для раздумья
не было – с трудом выровняв горящую машину, перекрыв кран подачи топлива
чтобы самолет не взорвался в воздухе, Сергей направил самолет в самый центр
колонны…
Вернувшиеся назад сослуживцы доложили что мост взорван, а командир лейтенант
Колыбин погиб смертью храбрых, протаранив колонну врага.
Однако зря торопились командиры записывать в погибшие отважного летчика. Он
выжил. Еще при попадании снаряда в бензобак самолета Сергей отстегнул ремни,
планируя выпрыгнуть с парашютом. Это и спасло ему жизнь. При взрыве самолета
его выбросило из кабины, а оказавшийся недалеко кустарник смягчил падение.
Впоследствии Сергей оказался в плену, прошел несколько лагерей, принимал
участие в подпольной ячейке, а в 1945 году ему удалось бежать. Измученного
летчика подобрали наши солдаты. Дома его возвращение стало настоящим чудом.
Однако награда за тот огненный таран нашла его только в 1965 году. А до этого
Сергей Колыбин вел обычную жизнь – долго лечился в госпиталях, а затем до
самой смерти работал строителем и даже сделал неплохую карьеру.
Анвар Гатауллин
Он стал участвовать в боевых вылетах не с самого начала войны. Когда враг
вторгся на нашу землю, Анвару было 18 лет и он учился сначала в Пермском
авиационном техникуме, а затем в Омской школе пилотов. С 1942 года Гатауллин
уже вовсю воевал на фронтах войны.
К октябрю 44-го за его плечами было 110 боевых вылетов и образцово
выполненные боевые задачи. 10 октября 1944 года звену Гатауллина была
поставлена задача провести разведку и уничтожить колонну вражеской техники на
территории Латвийской ССР. Самолет летчика был подбит зенитной артиллерией
противника. Он не раздумывая направил горящую машину в скопление врага…

На основании рапорта командования Анвар Гатауллин был представлен к высшей
награде посмертно. Но летчик не погиб. Еще до столкновения с землей самолет
Гатауллина взорвался в воздухе и самого пилота выбросило из кабины. Пришел в
себя он висящим на стропах парашюта в кроне деревьев. Несмотря на ранения и
ожоги, Анвар сумел спуститься вниз, а потом попытался прорваться в
расположение советских войск.
Однако был арестован немецким патрулем и после отказа от сотрудничества
перемещен в концлагерь. Оттуда со второй попытке летчику удалось бежать и
после двух недель скитания он сумел выйти к своим. Войну закончил в
авиационном полку, а вот потом Гатауллина начали проверять органы СМЕРШ –
уж больно неправдоподобно выглядела история его спасения. И все же
справедливость восторжествовала и в 1948 году Анвару Гатауллину вручили
заслуженную им звезду Героя.
После войны герой продолжил службу в армии, вышел в отставку в 1955 году в
звании подполковника и после этого работал на Пермском моторостроительном
заводе. Умер в 1994 году в возрасте 71 года.
Константин Аксенов
Этот летчик, так же как и его боевые товарищи про которых написано выше,
научился летать еще до войны. После окончания семилетки Костя работал токарем
на заводе в Омске и параллельно занимался в аэроклубе. В 40 году он по
комсомольской путевке попал на обучение в Омскую школу военных летчиков и
начало войны встретил в запасном авиационном полку.
На фронт Константин Аксенов попал в 1942 году. И с первых дней показал себя
умелым и храбрым летчиком. В 43-м его перевели в бомбардировочный полк
командиром авиазвена. С этим подразделением летчик прошел всю войну –
участвовал в битве на Курской дуге, бомбил вражеские позиции на Днепре,
освобождал Украину и Молдавию.
Одно боевое задание сменяло другое, а на груди Константина появлялись все
новые награды. До конца войны оставалось уже совсем немного, когда 26 марта

1945 года звено Аксенова получило задание по уничтожению живой силы и
техники противника близ городка Остердорф в Верхней Силезии.
Задача, как всегда, была выполнена безукоризненно, но при отходе от цели в
самолет Аксенова попал снаряд, пущенный с земли. Константин, не раздумывая ни
минуты, принял самое главное в своей жизни решение – он развернул машину,
перевел ее в глубокое пике и направил на землю в скопление немецкой техники…
Экипаж Аксенова признали погибшим, а самого летчика наградили посмертно
званием Героя Советского Союза. Однако Константин не погиб. При взрыве его
выбросило из кабины, кроны деревьев смягчили удар и он потерял сознание. После
того как пришел в себя, попытался пробиться к своим, но был пойман и перемещен
в ближайший концлагерь.
Однако война уже шла к своему завершению, гитлеровцы повсеместно
отступали, а союзники открыли второй фронт. Именно американцы и спасли
Аксенова, освободив его из лагеря. В отличие от Анвара Гатауллина, его
обошли стороной подозрения и сомнения. Звезду героя Константину
Аксенову вручили сразу, но из-за ранения и ожогов о небе ему пришлось
забыть. В 1946 году он вышел в отставку в звании капитана и освоил
мирную профессию верстальщика в типографии. Умер Константин Аксенов
в Новороссийске в 1966 году.
Это всего лишь 3 фамилии. Три героя, которые повторили подвиг капитана
Гастелло и остались после этого в живых. А вообще таковых в истории
войны было 6 человек. А кто-то говорит о десятерых… Но как бы то ни было
– эти люди вдвойне герои, чье мужество, отвага, а главное,
самопожертвование во имя Победы достойно того, чтобы о них помнили в
веках.
Воронежские школьники и ветераны решили восстановить
историческую справедливость. Они предложили присвоить звание

Героя России местному летчику Великой отечественной войны. Он
служил в Заполярье, где сбил несколько вражеских самолетов
и протаранил автоколонну. По словам историков, воронежец
повторил подвиг Гастелло.
В Воронеже восстановили истребитель времен Великой Отечественной
войны И-16. В обшивке корпуса — уцелевшие фрагменты боевой
машины лейтенанта Алексея Небольсина, совершившего огненный
таран в июле 1941 года. Уникальный памятник авиаторам-
героям установлен в школьном дворе Образовательного центра
«Траектория».
Алексей Фактор, директор образовательного центра «Траектория»: «Мы
учим детей тому, что ничего никогда не забывается, что имя человека
навсегда остается в истории. Имя Алексея Небольсина является святым
именем для каждого ученика нашей школы».
Для педагогов, учеников и их родителей создание народного мемориала
погибшим летчикам — важный шаг в борьбе за справедливость,
а истребитель — напоминание о подвиге 23-летнего воронежца Алексея
Небольсина, которого называют Заполярным Гастелло. Они хотят, чтобы
спустя 80 лет после войны летчика наградили званием Героя России.
Александр Стрельцов, председатель Совета ветеранов дальней
авиации Воронежской области: «Была допущена ошибка историческая.
Человек совершил огненный таран, это подтверждено документально,
а получилось, что он не был награжден».
За 19 дней войны Алексей Небольсин совершил 23 боевых вылета,
подбил три самолета. 10 июля 1941 года во время выполнения боевого
задания в Мурманской области истребитель Небольсина был подбит,
горящий самолет лейтенант направил на колонну вражеской техники,
повторив подвиг Николая Гастелло, которому посмертно присвоили
звание Героя Советского Союза. В школе из года в год подвигу
Небольсина посвящают отдельный урок мужества.

Место, где лейтенант Небольсин совершил подвиг нашли в 2000 году
в одном километре северо-восточнее нынешней автодороги Мурманск
Печенга. На месте гибели летчика поисковые группы установили
памятный знак. Обломки разорванного взрывом самолета доставили на
родину героя. В воронежском музее «Диорама» хранится фрагмент
двигателя истребителя.
Ученики 102-й школы выкладывают в соцсетях видеообращения
с просьбой присвоить земляку звание героя. Ветераны 19-
го гвардейского авиаполка, среди которых и племянник Небольсина,
поддерживают инициативу воронежских школьников, а также просят
президента восстановить героическую историю авиаполка, в котором
служил Заполярный Гастелло

Комментарии закрыты.