Депутаты умерили аппетиты коммунальщиков
6 октября состоялось очередное 34-е заседание Арзамасской городской думы 6 созыва. Среди 14 вопросов повестки дня особого внимания заслуживает третий вопрос, поскольку он касается каждого горожанина. Судите сами.
Вопрос звучал так. «Об обращении к Губернатору Нижегородской области с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса, превышающего индекс по Нижегородской области более чем на величину отклонения.»
Докладчик: Смирнов А.Д.- директор департамента экономического развития администрации города.Итак. Знакомимся с пояснительной запиской к проекту решения Арзамасской городской Думы (по расчету предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год по г.Арзамасу)
Ежегодно со 2 полугодия, согласно прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, происходит увеличение тарифов на услуги коммунальной сферы. Рост платы населения за коммунальные услуги ограничивается предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный по каждому субъекту и объекту муниципального образования. То есть увеличение платежа по сравнению с предыдущим периодом не должно превышать установленное предельное (максимальное) значение индекса.
В этой связи в адрес главы муниципального образования – мэра города Арзамаса поступило письмо от Региональной службы по тарифам Нижегородской области, в котором совместно с ресурсоснабжающими организациями и представительным органом муниципального образования рекомендовано проработать вопрос по определению значений предельных индексов на 2018 год, т.е. определить максимально возможное увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги со 2 полугодия 2018 года.
Согласно прогноза социально-экономического развития РФ на 2018-2020 годы рост тарифов и платы граждан за коммунальные услуги по России во втором полугодии составит 4,0%. Числовое значение предельного индекса по Нижегородской области на 2018 год Правительством РФ на сегодняшний день не установлено. (Ожидается, что рост составит 5%)
В мае 2017 года МУ ТЭПП и ООО «Арзамасский водоканал» направили в РСТ Нижегородской области свои предложения об установлении тарифов на коммунальные ресурсы на 2018 год.
Ресурсоснабжающие организации предложили следующее повышение тарифов с июля 2018 года:
– ООО «Арзамасский водоканал»
тариф на холодное водоснабжение увеличить на 37,06% (предприятие готово за счет снижения расходов на текущий ремонт установить рост 20,0%)
тариф на водоотведение на 48,51% (предприятие готово за счет снижения расходов на текущий ремонт установить рост 20,0%)
– МУ ТЭПП
тариф на тепло увеличить на 29,9%
тариф на горячее водоснабжение на 31,2%
Увеличение размера платы за коммунальные услуги зависит от типа благоустройства жилья и норм расхода. По предложенным тарифам департамент экономического развития произвел расчет платы за коммунальные услуги по всем видам благоустройств и оценил уровень увеличения по сравнению с декабрем 2017 года.
В результате расчетов по предложенным ресурсоснабжающими организациями тарифам средний рост платы за коммунальные услуги в городе составит 30%. Например изменения платы по нескольким адресам с разным типом благоустройства представлено в Приложении 4 в раздаточном материале. Так коммунальная плата за квартиру 59,8 м² с 4 проживающими вырастет с 6 323 рублей до 8 165 рублей, т.е. на 1 842 рубля или на 29,1%. Это очень значительный рост.
Оценивая состояние коммунальной сферы и платежеспособность населения в городе учитывая, что средний рост заработной платы по городу за 1 полугодие 2017 года составил порядка 10%, предлагаем установить максимальный предельный индекс изменения платы граждан на 2018 год в размере 10,2%. Это выше, чем ожидаемый уровень по субъекту, но ниже чем предложения МУ ТЭПП и ООО «Арзамасский водоканал».
В связи с наличием у ООО «Арзамасский водоканал» утвержденной инвестиционной программы, он имеет приоритетное право на установление тарифов с ростом превышающем рост по области. Здесь следует отметить, что инвестиционная программа по предприятию утверждена Региональной службой по тарифам на период 2016-2024 годы на сумму 915 млн.рублей , соответственно для ее выполнения в полном объеме необходим ежегодный рост тарифа в течении 9 лет в пределах 14%.
В 2016 году рост тарифов на услуги ОАО «Водоканал» составил 12%, в 2017 году – 5,7%. Поэтому в 2017 году предприятие для выполнения в полном объеме инвестиционной программы вынуждено снизить расходы на капитальный и текущий ремонты на 5 млн.рублей. Увеличение тарифов в 2018 году по ООО «Арзамасский водоканал» на 7,2% позволит вернуть объемы ремонтов на уровень 2016 года (факт 2016 – 19,3 млн.руб, план 2017 – 13,8 млн.руб. разница 5,5 млн.руб.). Также следует отметить, при утвержденных тарифах, прибыль предприятия составила в 2016 году – 20 млн.рублей, по итогам 1 полугодия 2017 года-7 млн. рублей.
По теплоэнергетическому предприятию в 2016 году рост тарифа на тепло составил 12% при плановом полезном отпуске 450 тыс.Гкал, а фактически было отпущено 411 тыс.Гкал. Предприятие не дополучило 48,5 млн.рублей. В 2017 году рост тарифа на тепло составил только 3,7% и данная потеря не учтена при формировании тарифа. Увеличение тарифов в 2018 году по МУ ТЭПП на 10,2% позволит восполнить этот убыток. Однако при росте тарифов на 10,2% предприятие останется убыточным, убыток по 2018 году составит 48 млн.руб. По итогам 1 полугодия 2017 года убыток по предприятию составил 33 млн.рублей, при этом имеется просроченная кредиторская задолженность по состоянию на сентябрь текущего года – 263 млн.рублей.
При росте тарифов на воду и водоотведение на 7,2%, на тепло 10,2%, остальные виды коммунальных ресурсов в пределах инфляции плата за коммунальные услуги в среднем вырастет на 7–9%, т.е. на 200 – 600 рублей в зависимости от типа благоустройства, количества проживающих и размера жилой площади. В приложении 1 приведены примеры роста платы за коммунальные услуги по нескольким типам благоустройств. Расчет произведен исходя из установленных нормативов потребления коммунальных ресурсов по конкретным адресам. Так, например, плата за ту же квартиру 59,8 м² с четырьмя проживающими вырастет с 6 323 рублей до 6 861 рубля, т.е. на 538 рубля или на 8,5%.
В этом случае максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги по городу Арзамас со 2 полугодия 2018 года составит 110,2% это когда в квартире никто не приживает, вода и электричество по счетчику соответственно- расход нулевой, вся плата составляет расходы на центральное отопление.
По результатам заседания постоянной комиссии по городской ин-фраструктуре и жилищно-коммунальному хозяйству, где было предложено тарифы на водоснабжение и водоотведение увеличить на 14%, просчитан еще один вариант роста платы (приложение 5). Рост тарифов по воде и канализации 14%, рост по теплу 10,2%. По предложенным вариантам квартир рост составит 389-648 руб. на квартиру в зависимости от типа благоустройства (на человека от 160 до 389 рублей). Максимальный рост платы граждан по городу в этом случае составит 110,9%.
Повышение тарифов на коммунальные услуги – это объективная необходимость: есть инфляция, рост цен на энергоносители, электроэнергию. При этом источником устойчивой, прибыльной работы ресурсоснабжающих организаций и возврата инвестиций должен быть не только постоянный рост тарифов за счет населения, но и внедрение мероприятий по снижению издержек, ресурсосбережению и повышению энергоэффективности.
В РСТ на 2018 год от других муниципальных образований были поданы следующие предложения:
г. Н.Новгород – 109,8% (ип по воде)
г.Заволжье и г.Городец – 110,8% (ип по воде на согласовании в мин.ЖКХ)
г.Выкса – 112,0% (ип по теплу)
г.Бор – 106,6% (ип по теплу и воде, есть дома превышающие 6,6% им компенсация из местного бюджета)
г.Дзержинск – 109,8% (ип по воде, по теплу на согласовании в Думе)
В случае, если Арзамасская Дума примет решение не обращаться к Губернатору Нижегородской области, рост тарифов на коммунальные услуги по г.Арзамас будет на уровне, установленном по области, т.е. 5 %. В пример приведем ту же квартиру 59,8 кв.м с 4 прописанными, оплачивающими коммунальные ресурсы по нормативу потребления, плата увеличится с 6 323 рублей до 6 630 рублей, рост составит 307 рублей.
Для ресурсоснабжающих предприятий повториться сценарий 2017 года (МУ ТЭПП – 3,7%, Водоканалу – 5,7%), но в более негативном ракурсе. В этом случае убытки МУ ТЭПП составят порядка 70 млн.рублей по году, вырастет кредиторская задолженность, предприятие будет в предбанкротном состоянии.
ООО «Арзамасский водоканал» может уменьшить объемы инвестиций, однако от выполнения инвестиционной программы полностью не откажется. Сокращение расходов, как и в 2017 году, пойдет по статьям текущий и капитальный ремонт сетей и обо-рудования.
– Работу депутатов на 34-м заседании Арзамасской городской Думы можно назвать продуктивной, вместо положенных по регламенту полутора часов мы проработали около трех, – сказал по окончании заседания председатель Арзамасской городской Думы Игорь Плотичкин. – Депутаты 14-ю голосами приняли решение об обращении к врио губернатора Глебу Сергеевичу Никитину с инициативой об установлении предельного, то есть максимального, индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018-2019 в размере 7,2 процента, вместо 10,2, которые были предложены администрацией города. Каждый из депутатов работает в своих округах и получает массу пожеланий от своих избирателей с просьбами ограничить повышение тарифов. При этом мы понимаем, что есть муниципальное теплоэнергетическое предприятие, которое обязано обеспечить жителей теплом и горячей водой. Доходы его сегодня не покрывают расходы. За 2016 год долги еще выросли. И оно должно работать. Есть и городской водоканал, который занимается водоснабжением и водоотведением, и ему надо не просто устоять на ногах, но и развиваться. Именно поэтому считаю, что решение, выработанное фракцией «Единая Россия», полностью соответствует экономическим показателям дня сегодняшнего.
При этом депутаты обратили внимание руководителей предприятий на то, что необходимо разработать программу энергоэффективности, предложили сделать все возможное, чтобы снизить собственные затраты, найти ы для этого внутренние ресурсы.
К решению о том, какой коэффициент будет вынесен в письме на имя врио губернатора, депутаты шли не один день. Вопрос рассматривался на заседаниях постоянных комиссий думы, а потом его более полутора часов обсуждали всем составом думы. В итоге предельный индекс, который вынесен на согласование губернатора, составляет коэффициент 7,2 процента. Какое решение будет принято в области, пока неизвестно, но в течение одного-двух месяцев мы узнаем эту цифру.
На заседании Арзамасской городской Думы был рассмотрен целый ряд вопросов о противодействии коррупции: единогласно депутаты приняли два протеста прокурора и внесение изменений в положение о порядке исполнения отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Также освободили от арендной платы за помещение муниципального нежилого фонда, предоставленное в целевую аренду.
В разделе «Разное» депутаты обсудили состояние Тихвинского кладбища и увеличение территории для захоронения на городском Троицком кладбище. Как заверили представители администрации, в ближайшее время вопросы будут решены.
34-е заседание Думы было примечательно еще и тем, что с этого момента Арзамасская городская дума будет работать в полном составе. По 24-му избирательному округу мандат депутата получил Константин Васильевич Аргентов, который вошел в постоянные комиссии думы по бюджету финансам и налогам и земельным отношениям. Также депутаты избрали на должность председателя комиссии по бюджету, финансам и налогам Ивана Викторовича Георгиевского.
Подготовил Арсений Холмский
« По сводкам Арзамасского УВД Олег Лавричев: «Этот вуз сделал меня тем, кем я являюсь сегодня» »