НЕИЗВЕСТНЫЙ ФРОНТ

Окт 9 • Трибуна читателя • 442 Просмотров • Комментариев к записи НЕИЗВЕСТНЫЙ ФРОНТ нет

Семьдесят шестой годовщине “Горьковского оборонительного рубежа” и всем труженикам тыла посвящаю

Главная сила армии это моторизованные воинские части. После захвата Мурома и форсирования реки Ока вторая танковая группа Гудериана беспрепятственно вклинивается в глубокие тылы, не испытывая какого-либо сопротивления. Основные части Красной армии уже разбиты. Двигаясь  по главным автострадам и сметая всё на своём пути, 10 октября 1941 года Гудериан входит в Арзамас со стороны села Выездное. Одновременно с этим, другие моторизованные части вермахта сразу после взятия столицы выдвигаются по шоссе Энтузиастов и далее по горьковскому шоссе. Завершается операция 15 октября захватом одного из главных промышленных центров СССР города Горький.

Это не кадры из фантастического фильма. Это та часть плана «Барбаросса», которую Франц Гальдер докладывал Гитлеру на секретном совещании в январе 1941 года. О строительстве в СССР дороги Горький – Муром Гальдер к тому времени, думаю, уже был информирован. Ещё в 1940 году он записал в своём дневнике примерный расклад военно-промышленного потенциала в СССР: «32%- Украина, 28% – район Москвы и Горького, 16% – Ленинград, оставшиеся 24% – за Уралом».  Сегодня, зная, что будет оккупирована Украина и окажется в блокаде Ленинград, я думаю,  потенциал именно Горького он сильно недооценил.

Все, кто хоть раз был в Нижегородском кремле, видели выставленную у стен старую военную технику. Танки, полуторки, самолёт, катюши  и прочее – всё это демонстрируется там не случайно. Это и есть продукция, которую Горький поставлял на фронт. К осени 1941 года ситуация  становится угрожающей. Как признается потом маршал Г.К. Жуков, полной уверенности, что Москву удержим, не было. 16 октября 1941 года в столице закрылись все госучреждения, магазины, не работало метро. Москва перешла на осадное положение.

18 октября 1941г. В Горьковской области принимается решение о строительстве запасной линии обороны на подступах к городу Горький.  Оборонный комплекс должен был перекрыть все подступы к городу по вероятным направлениям и дорогам. На строительство по разнарядке направлялись люди из разных трудовых коллективов со всех районов, в том числе и с Перевоза. Основная часть работ пришлась на осень и зиму 1941-42 годов. По разным данным на работы было направлено около 350 тысяч человек. Большую часть из них составляли женщины, молодые девушки и студенты. На этой войне были и свои погибшие. Известен факт, когда три девушки отдыхали у костра в вырытом окопе. Сверху сорвалась земляная глыба и накрыла всех. Одну из девушек спасти не удалось. Беспокоили и налёты немецкой авиации.

Это была тяжёлая работа в холоде и голоде. Мёрзлая земля, скудное питание, жёсткие сроки. Рабочий день начинался в 7 утра с переклички и заканчивался в 18-00. В конце октября пошли холодные дожди, которые к 7 ноября сменились морозами и сильными снегопадами. По данным метеостанции 13 ноября температура снизилась до -18 градусов. Было много заболевших. Землю иногда не брал даже лом. Несмотря на это, за два месяца был построен оборонительный комплекс с дотами и дзотами, длинна которого составила 1134 км., глубина 3 метра, ширина 4 метра. Масштабы сооружения  и сроки удивляют. Зима была в тот год ранней. За два месяца сделана работа, которую в мирное время делали бы не меньше года.

Медики тоже принимали участие в строительстве. От районов направлялись фельдшера на работы и для оказания помощи. От больницы Перевозского района с целью медицинского обеспечения  была направлена фельдшер Мария Михайловна Парфёнова. 23 октября 1941 г. создаётся Горьковский комитет обороны во главе с Михаилом Родионовым. В дальнейшем он возглавил строительство линии обороны. В Горьком, в условиях строгой секретности, разрабатывается план обороны рубежей на случай взятия фашистами Москвы.

6 ноября 1941г. в Москве на станции метро «Маяковская» проходило собрание, на котором выступал Сталин. В своей речи он обратил внимание на необходимость и важность строительства противотанковых сооружений на местности. В это время вокруг города Мурома, входившего тогда в Горьковскую область, кольцом уже возводился противотанковый ров.

Возле деревни Катунки, на границе Нижегородской и  Ивановской областей, рядом с трассой  часто можно наблюдать, как у обочины останавливаются проезжающие машины. Иногда из них выходят люди и молча стоят у странного монумента. Они, потрясённые увиденным, впервые узнают, что здесь проходил «Горьковский  рубеж обороны». Небольшой памятный знак в виде противотанкового ежа стоит и возле дороги Богородск – Оранки. Другой монумент  под названием «Рубеж обороны города Горький» находится на трассе Арзамас – Нижний Новгород на окраине села Богоявление. Рядом с памятниками часто можно видеть живые цветы как дань памяти, уважения к самоотверженному труду и патриотизму наших земляков. Так  получилось, что судьба Горького, Арзамаса и многих других городов была решена в боях под Москвой.

Так почему же Гудериану не удалось выполнить намеченный план и захватить Арзамас и Горький? Думаю, что основных причин две. Первая это героическая оборона Тулы, которая нарушила все сроки продвижения танков Гудериана.

Вторая причина – переброшенный под Москву корпус генерала Белова. Его бойцы внезапным ударом с фланга и по тылам Гудериана нанесли ему невосполнимые потери. Немцы оказались лишены резервов и тылового обеспечения. Танки фашистов бойцы Белова брали в плен десятками, иногда без горючего и боеприпасов. В дальнейшем имя Павла Алексеевича Белова генерал Франц Гальдер будет чаще всего упоминать в своих дневниках. В конце осени 1941г. пришли зимние  холода, карбюраторные бензиновые танки немцев заводились плохо, ехали медленнее, чем Т-34, а горели гораздо лучше. Были и проблемы с одеждой. Самым желанным трофеем для любого солдата вермахта под Москвой стали обычные русские валенки. Разговоры про то, как нам помогали морозы, я не приемлю, т.к. советские солдаты воевали в тех же самых условиях. Именно благодаря им Горьковский «трудовой фронт» таки и не стал боевым.

19 ноября 1941 года в 13-00 прошло совещание в ставке Гитлера. Планы были скорректированы в соответствие с реальной обстановкой. Захват города Горький был перенесён фюрером на май 1942 г. До разгрома немецко-фашистских войск под Москвой на тот момент оставалось ровно 4 месяца.

P.S. Семьдесят шестой годовщине “Горьковского оборонительного рубежа” и всем труженикам тыла посвящаю

Андрей Красилов, Перевоз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »