Психиатры о политической рекламе: электорат «разводят» адекватные люди

Авг 14 • Неудобная тема • 787 Просмотров • Комментариев к записи Психиатры о политической рекламе: электорат «разводят» адекватные люди нет

На улицах российских городов и в соцсетях стала повально появляться политреклама. Пока СМИ размещают объявления о проведении жеребьевок платного эфирного времени, типографии рекламных агентств верстают тиражи листовок и баннеров, пользователи интернета активно обмениваются образцами последних. Особо котируются экземпляры с неоднозначными и сомнительными слоганами, а также забавным обыгрыванием фамилий и образов. «ФедералПресс» не смог пройти мимо некоторых перлов, а заодно поинтересовался у психиатров, что бы это значило.

Судя по всему, самая строгая политическая реклама по традиции будет у «Единой России». Что объяснимо – контингент функционеров, их государственный и социальный статус неуместного юмора не предполагают – «серьезными вещами не шутят». Да и как шутить, если им в помощь отрядили персональные изображения и даже аудиозаписи цитат президента Владимира Путина? Как рассказали «ФедералПресс» в одном из рекламных агентств Екатеринбурга, их сотрудники приступили к верстке и печати политической агитации партии власти. «Но сразу скажем – смешных образцов мы не нашли – все чинно, благородно. Строгие лица и костюмы с патриотически-пафосными лозунгами», – рассказал сотрудник фирмы. Отвечать на остальные вопросы он отказался – коммерческая тайна.

Впрочем, представление о характере продукции ЕР можно легко составить – за полгода до выборов в Свердловской области появились политики, которые бежали впереди паровоза и завесили своими ликами (а некоторые продемонстрировали и своих вторых половин – прим. ред.) автомобильные трассы и городской транспорт. Реклама была настолько массированной, что под натиском иронии своих товарищей кандидаты сбавили обороты.

Хотя при всей строгой выдержанности без новаций не обошлось. На это указывает принцип, по которому размешают на улицах Екатеринбурга передвижные кубы ЕР. Впервые массово такую технологию применил штаб Алексея Навального на улицах Москвы, а потом кандидат в мэры Екатеринбурга Евгений Ройзман в 2014 году. Ну а что – дешево и сердито.

ce89366ac1cdb8240388cf01195ab1ac.jpg

Впрочем, легкие сбои все-таки случаются. На пригласительном билете на праздник одного из жилых дворов изображения пяти кандидатов-единороссов соседствуют с надписью «Участвуют клоуны». Это вызывает забавное двоякое толкование. Однако в интернете возникла версия, что этот плакат, скорее всего, умелая подделка.

25ceff9b5d6d81656d7a06c4de71da68.jpg

Другие партии тоже начали вбрасывать в паблик образцы агитпродукции. Что важно, за нее платят из избирательных фондов, и значит, именно ее мы будем лицезреть в предстоящие недели. Что же мы видим? Очевидно, что фантазия отдельных заказчиков, помноженная на креатив (или выдаваемый за него стиль) исполнителей, порой превосходят самые смелые ожидания. В этом легко убедиться, так как некоторые из таких перлов мгновенно расходятся по Сети, невзирая на границы субъектов РФ. В результате реклама какого-нибудь кандидата из Подмосковья становится предметом обсуждения на Урале или в Забайкалье. Зачастую очень иронического, потому что сами кандидаты и партии дают повод для этого.

Например, до федерального скандала с недопуском к выборам кандидатов Российской партии пенсионеров за справедливость, еще на этапе верстки партсписков, одним из возможных претендентов на мандат депутата Госдумы называли ведущую прогноза погоды на канале «СТС-Челябинск» Ларису Сладкову. Местная телеаудитория выделяет ее из ряда коллег благодаря бюсту внушительных размеров. На этой особенности Сладковой «пенсионеры» и хотели сыграть. Это нашло отражение в образцах ее рекламной продукции, которые, правда уже не пригодятся – в списки теледиву не занесли. Видно, что на макете баннера авторы хотели подчеркнуть внушительные достоинства кандидатки:

3eb20212af6449107391ba3265390e31.jpg

Некоторые кандидаты, не стесняясь, нарекают себя громкими титулами или же прибегают к нарочитой грубости. К таким можно отнести кандидата от партии «Родина», военного пенсионера с боевыми наградами за войну в Афганистане Валерия Иванова. Отставник будет баллотироваться в Каменском округе Свердловской области, а образцы его агиток есть на личной странице «ВКонтакте». Взирая с них, Иванов ничтоже сумняшеся называет себя «спецназом президента» и советует избирателям «перестать наматывать сопли на кулак». Вероятно, по замыслу идеологов кампании, так обыгрываются положительные профессиональные черты «родинца» – честность и прямота. Правда, в случае с президентским спецназом эти качества на интуитивном уровне моментально подвергаются сомнению.

e3c55dd518978061633f8004e4d83d68.jpg

А его однопартиец Алексей Рылеев ставит себе в неоспоримую заслугу качества, казалось бы присущие любому нормальному человеку – «не вру и не ворую». Видимо, в случае с российским политиком эти две ценности воспринимаются как некий особый дар.

f6ef9c1128e8d69c91e9a4e96f458608.jpg

В свою очередь креативный подход кандидата «Родины» из Красноярска по фамилии Горностаев «Красноярск «Родина» Горностаев» заставила жителей города откровенно радоваться тому, что фамилия политика созвучна с названием красивого пушного зверя, а не других видов животных.

fd04f573472b81c1a33a6d7f2d1234f8.jpg

Нельзя оставить без внимания и персональную активность лидера эсеров Сергея Миронова, который то перевоплощается в диджея, то нанимает в качестве группы поддержки мотоциклистов. Последние, правда, вызывают не смех, а определенную настороженность и опаску. Возможно, благодаря дизайну своего логотипа.

b679c36332c1ab542447e891898c5544.jpg

Отрадно также, что выборы не останутся и без любимой интернетом темы котиков – фанат семейства кошачьих и собачьих затесался в ряды ЛДПР. Но, как шутит аудитория, еще на этапе сочинения кандидатом Александром Глисковым политической рифмы что-то пошло не так.

e0e0a79d66cbd76021b0dcc793f4e370.jpg

В лучших традициях коммунистической прямолинейности повела себя одна из региональных ячеек партии. Вот такой стяг вывешен на улицах одного из российских городов – на красном полотнище безапелляционно утверждается, что КПРФ лучше представителей одной из групп сексуальных меньшинств. Причем на фотошоп это не похоже – флаг сфотографирован с двух разных ракурсов. Хотя провокации недоброжелателей также нельзя исключать, поэтому фотографию в тексте мы решили на всякий случай не приводить.

По мнению директора московского Центра клинической психиатрии Александра Хаминского, многие методы и способы агитации перекочевали в политику из маркетинга. «Скажем, едешь в машине, видишь те или иные плакаты, ну или в интернете натыкаешься. Похихикал и пошел дальше. Сегодня такие приемы в России на вооружение берут все. Однако я не вижу общепринятых в мире методов агитации», – заявил эксперт.

Наблюдаемые сейчас нами призывы, по его словам, построены на базовых потребностях аудитории. «Ты хочешь конфету, получи ее здесь и сейчас – все это перекочевало в политику из маркетинга. Чем больше охват по интересам, тем выше результат. Когда пройдут выборы, мы увидим, что дай бог на них пришло процентов 40 избирателей. Это будут в основном те, до кого достучались партии в рамках агитационной кампании, – пояснил Хаминский. – Весь вопрос в том, какие методы применять».

ca813e9612e1f1dba6d9ee16ca6e0b1c.jpg

Поэтому партийцы обязательно обращаются за помощью к психологам, лингвистам и маркетологам, говорят в Центре клинической психиатрии. В итоге приемы и употребляемые в агитации фразы подбираются с учетом особенностей разных регионов и проживающего там электората. «Насчет реальности лозунга КПРФ с упоминанием сексуальных меньшинств у меня все-таки есть сомнения. С другой стороны, что-то подобное имеет место. Потому что в некоторых местах нашей страны такой язык употребляется. Я был во многих уголках нашей Родины, и в некоторых из них нормальный человеческий язык не очень понятен. В свою очередь мы бы не стали использовать их язык в нормальной жизни. Весь вопрос в том, какие фразы и образы использовать. Также есть практики НЛП, в которых применяется расстановка ключевых слов, наиболее эффективно воздействующих на сознание человека. Все это иногда кажется смешным или на грани приличия».

Именно на этом авторы политических лозунгов строят свой расчет, и они тщательно учитывают свою целевую аудиторию. «Это совершенно трезвый и четкий расчет. Это делают адекватные люди, и сомнений в этом у меня никаких нет», – уверяет Александр Хаминский.

17ffb29c9203e8abae3e75e97854551c.png

Он напомнил, что если раньше избирательные кампании основывались на том, что в агитации необходимо констатировать ключевые вещи – что партия обещала в прошлый раз, чего достигла и какие у нее планы на будущее, то сегодня вообще отсутствуют такие подходы. «Программы и их исполнение больше никого не интересуют. Дело в том, что у той или иной партии уже сложился электорат – он будет голосовать не в связи с тем, что политики сделали, а потому что нравится лидер или депутат. Чтобы удержать избирателей, в ход идут такие методы, которые просто напоминают людям, что все эти политики есть, никуда не делись. Упор на какие-то положительные моменты, вызывающие положительные эмоции. Например, ЛДПР этими приемами пользуется всегда и в результате с завидным постоянством удерживает электорат», – заключил собеседник «ФедералПресс».

http://fedpress.ru/article/1661241

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »