Родоначальник русской благотворительности

Фев 29 • Персона • 947 Просмотров • Комментариев к записи Родоначальник русской благотворительности нет

Наш сегодняшний рассказ об одном из 128 выдающихся представителей русской истории – просветителей, государственных и военных деятелей, писателей и художников, – чьи фигуры украшают монумент «Тысячелетию России» в центре Новгородского кремля. Он помещен на нижнем ярусе между шестым патриархом Московским и всея Руси Никоном и святителем Димитрием Ростовским. Это Федор Михайлович Ртищев. Тот самый, которому намеревались поставить памятник в Арзамасе. Нет, он не был уроженцем города, да и вряд ли когда бывал здесь, хотя владел в окрестностях города имением, жалованным за службу.

Дабы город мог расти

В «Исторических сведениях о городе Арзамасе» читаем: «Основанный на месте мордовских поселений, маленький в начале городок Арзамас был крайне беден землей. С юга и востока от него, почти рядом с городом начинались земли и угодья Спасского монастыря и принадлежавших ему селений Ивановского и Кирилловки. За рекой Тешей, т. е. к западу, Выездная Слобода с ее землями пожалована была Салтыкову, а с севера близко подходили земли и леса боярина Ртищева, которые тянулись на 12 верст до самого села Протопоповки, широко раскидываясь по обе стороны поперек дороги. Между тем число жителей в Арзамасе постепенно возрастало и им становилось тесно: не хватало ни пашни, ни лесу, ни выгона. Единственная надежда оставалась на соседние дачи Ртищева».

Вот и послали гонцов бить челом Федору Михайловичу. Войдя в положение арзамасцев, Ртищев сжалился и отдал земли городу даром.

Н. М. Щегольков писал: «Прошло с тех пор почти 250 лет. Из леса данного Ртищевым Арзамасу значительная часть (1500 десятин) отошла в казну, а ею даны участки Ямской слободе, и Алексеевской общине, но и до сего времени Арзамас имеет 1500 десятин леса и обширные угодья, частью занимаемые выгоном, а частью сдаваемая под пашни и покосы, всего же 2532 ½ десятины… Нужно прибавить к этому еще то, что ранее сего целые 250 лет большинство бедных жителей города бесплатно пользовались дровами из городского леса, а было время, когда лес был еще красный – строевой и строились из арзамасского леса целые дома. …Из всего этого можно представить, какое великое благодеяние оказано было Ртищевым Арзамасу».

Но забыли, напрочь забыли своего благодетеля горожане. И лишь в 1822 году вспомнил о нем купец Иван Петрович Ансиев, который и вознамерился за свой счет изготовить и поставить памятник Ртищеву. Уже и правительство дало разрешение, и проект был готов, да возникла тяжба меж купцом и городским начальством, где установить памятник. Пока они перепирались, дела у Ансиева расстроились, и ему уже было не до памятника, а у города денег не нашлось. И вновь забыли о благодетеле.

Опять вспомнили в 1895 году, увидав в одном из календарей лекцию профессора истории В. О. Ключевского «Добрые люди древней Руси». С тех пор ежегодно 21 июня начали совершать в Воскресенском соборе литургию и панихиду по Федору Михайловичу. Кроме того всем миром собрали 400 рублей на икону Феодора Стратилата, ангела Ртищева, которую заказали выполнить земляку-живописцу, профессору Н. А. Кошелеву, и в 1899 году она была торжественно внесена в собор.

После Октябрьского переворота, а потом и закрытия собора не могло быть и речи о том, чтобы каким-либо образом поминать верного слугу самодержавного режима Ртищева. Ситуация изменилась после выхода в 1992 году репринтного издания «Исторических сведений о городе Арзамасе» Н. М. Щеголькова, книги, которая более семи десятилетий находилась под запретом, так как автор ее считался черносотенцем, мракобесом и реакционером.

При царском дворе

Федор Михайлович Ртищев Большой родился 16 апреля 1626 года. Детство его прошло то в Москве, то в селе Покровском, вотчине отца, Михаила Алексеевича, дворянина города Лихвина.

В пятнадцать лет Федор был поверстан поместьем, то есть зачислен на военную службу: ему назначается земельное и денежное жалование и он становится лихвинским городским дворянином. Когда юноше исполнилось девятнадцать, скончался царь Михаил Федорович, и новый государь Алексей Михайлович призвал в Москву, ко двору Ртищевых – отца и обоих сыновей, служивших в Туле по охране русских земель от набегов крымских татар. Михаил Алексеевич получает место стряпчего с ключом (дворецкого эконома), а старший сын Федор сменил двоюродного брата Богдана Хитрово, пошедшего на повышение, в должности стряпчего «в комнате у крюка», то есть во внутренних покоях государя. Через год он уже эконом, через четыре – постельничий (руководитель ближнего двора), еще через четыре Алексей Михайлович берет его с собой в Литовский поход на войну с поляками.

Тайное поручение

Главное событие, возвысившее Ртищева при дворе, произошло в Литовском походе, когда Алексей Михайлович дал ему тайное поручение – договориться с поляками, чтобы они называли русского царя с расширением титула: не только царь Великой, но и Малыя, и Белыя России. Сделать это, учитывая соперничество между Швецией, Польшей и Россией, было нелегко. К тому же жизнь русского посла оказалась в опасности: его взяли в плен как соглядатая, и царь очень волновался, не имея долгое время от него вестей.

Но через несколько месяцев Ртищев вернулся в царскую ставку и сообщил об успешном выполнении своей посольской миссии. Это означало, что поляки признавали за русским царем земли Малороссии и Белоруссии, что было большой дипломатической победой. В Москву царь въезжал на белом коне, по правую руку от него въезжал Федор Михайлович.

«На это княжение желаю Федора Михайловича»

После Литовского похода Ртищев – окольничий, царь устанавливает ему жалование намного больше, чем любому другому окольничему до него. К тому же он назначается дворецким – прежде эта должность жаловалась только боярам, и Федор Михайлович стал первым из дворян получившим ее.

На лето 1663 года были назначены выборы гетмана Левобережной Украины. Один из кандидатов на эту должность наказной гетман Яким Самко считал, и его поддерживали многие полковники и старшие казаки, что правителем Малороссии должен стать Ртищев: он «ласков с малороссиянами, доводит до сведения царя их прошения, внимательно относится к их посланцам». Другой претендент, запорожский кошевой Иван Брюховецкий, писал епископу Мефодию: «…нам не о гетманстве надо заботиться, а о князе Малороссийском от Его Царского Величества, на это княжение желаю Федора Михайловича». Но царь не отпустил Ртищева, такой человек ему и самому нужен был при дворе, тем более что уже несколько лет он был главой трех приказов.

На ниве просвещения

Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Неподалеку от Воробьевых гор, где некогда прожил два года отшельником, он создал Андреевский монастырь, где поселились тридцать иноков, приглашенных им из Малороссии. Среди них был ученый муж Епифаний, который по просьбе Ртищева создал русско-латинско-греческий словарь с 7000 слов.

При обители Федор Михайлович на свои средства учредил первое в Московском государстве училище, где обучались дети разных сословий, ставшие потом переводчиками. Училище явилось основой Академии славяно-греко-латинской, преобразованной позднее в Московскую духовную академию.

Вокруг училища сложился кружок ревнителей благочестия, где обсуждались вопросы церковной жизни и ее реформы. В него входили сам Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, настоятель Казанского собора в Москве Григорий Неронов, духовник царя Стефан Вонифатьев, позднее к ним присоединился протопоп Аввакум. Так, Федор Михайлович указывал на устранение многих ошибок в церковной службе и уставе, его старанием и трудами в храмах была введена проповедь, которую священники не умели говорить и никогда не практиковали, запрещено многогласие (сокращение церковной службы за счет одновременного пения, чтения и отправления нескольких чинопоследований) и заведено единогласие. Он ввел многоголосное партесное пение, выписав для этого хор из Киева.

Однако эта деятельность вызвала яростные атаки врагов, обвинивших его в «рушении» православной веры и называвших «злотворцем», они даже попытались убить его, но ему удалось спастись в покоях царя Алексея Михайловича, который, дабы завистникам неповадно было более нападать на верного царского слугу, поручил ему воспитание наследника. В числе недоброжелателей оказался патриарх Иосиф, восставший против перемен в церковных делах, позднее испортились отношения и с новым патриархом Никоном, которому Ртищев советовал не вмешиваться в мирские дела.

Забота о больных и бедных

Вскоре после смерти Федора Михайловича, а это случилось 21 июня 1673 года, было составлено «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева», что было чрезвычайно редко для мирянина – жизнеописания в ту эпоху удостаивались главным образом святые и знатные лица духовного звания. И удостоился он этого за свою благотворительность – помогал тому, кому было тяжело, кто недоедал, бедствовал и нуждался в поддержке. Как отмечалось в «Житие», он был благотворитель по духу, страсти и возможностям.

Во время русско-польской войны Ртищев подбирал раненых и больных, причем нередко тяжелым уступал место в своем повозке, нанимал для них в попутных городах дома, заботился о пропитании, находил врачей – и все из своих средств. При этом он не бросал на произвол судьбы и пленных. Тысячу рублей серебром он пожертвовал на выкуп русских пленных из Турции. В 1650 году основал в Москве больницу для бедных, где на излечении прибывало до 15 человек. При Петре I она стала именоваться «Больница Федора Ртищева» и туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования. Устроил он и дом временного приюта, куда его слуги приводили больных, неимущих и пьяных – здесь их лечили, кормили, одевали, сам же Федор Михайлович посещал приют и смотрел, как осуществляется уход. Во время сильного голода в 1671 году Ртищев послал вологодскому владыке Симону 200 мер хлеба, 900 рублей серебром, и 100 золотых, вырученных от продажи своего имущества, для помощи нуждающимся. Имя его было записано в синодиках многих монастырей и церквей в благодарность за денежные вклады. Умирая, Федор Михайлович завещал отпустить своих слуг на волю и не притеснять крестьян.

По мнению В. О. Ключевского, сравнившего Федора Михайловича Ртищева с маяком, он принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

Вячеслав Панкратов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »