Уйдет в небытие?

Апр 13 • Неудобная тема • 791 Просмотров • Комментариев к записи Уйдет в небытие? нет

Член Союза писателей России Вячеслав Панкратов  обратился в городскую думу  с предложением установить в Арзамасе посвященную Льву Толстому памятную доску.  Эта инициатива была рассмотрена на заседании комиссий по социальной политике, образованию, здравоохранению, спорту, молодежной политики и развития туризма. Прокомментировать это сообщение мы попросили автора идеи.

Необходим реестр памятников культуры

– В нашем городе многое делается по увековечению памяти тех людей, что внесли значительный вклад в историю, культуру и развитие государства и города Арзамаса, снискали признательность, как у современников, так и последующих поколений. Не стану перечислять всего, что сделано в этом направлении только за последние годы по инициативе общественности и властей города и очень хотелось, чтобы эту работу продолжили представители нынешней городской власти.

А вот Льву Николаевичу Толстому не повезло. Мне могут возразить, в Арзамасе есть улица, три или четыре переулка, носящие его имя. Да, есть, но они находятся вдали от центра – там, где писатель не бывал. Поэтому считаю, что необходимо установить мемориальную доску на доме, что на углу Гостиного ряда и улицы Ленина. Именно здесь, в придорожной гостинице Стригулина, останавливался Толстой, когда собрался побывать в пензенском имении. 2 сентября 1869 года он приехал на поезде из Москвы в Нижний Новгород, затем  пересел в дорожную карету, а около двух часов ночи добрался до Арзамаса, где решил переночевать.

Что произошло с писателем той ночью, он описал в «Записках сумасшедшего».  Сегодня нам хорошо ведомо, что после той странной ночи в Арзамасе Толстой начал переосмысливать свою жизнь и прежние цели, а испытанное им состояние (леденящий ужас, страх – беспричинный, животный, глубинный – зажавший сердце в тиски, запах смерти), терзавшее ему душу, получило название «арзамасский ужас».

Пережив мучительный кризис, Толстой нашел смысл жизни в вере в Бога (до этого он не отличался набожностью) и отказался в пользу жены и детей от всей своей собственности и авторских прав на свои литературные произведения. Можно сказать, что «арзамасский ужас» разделил жизнь великого писателя на две части: вторую половину своей жизни (ровно 41 год) он прожил уже другим человеком. А физическая смерть, которая так напугала писателя в Арзамасе, забрала его только в 82 года.

Дом, в котором Лев Толстой пережил самую страшную ночь в своей жизни, существует до сих пор, хотя не в таком виде, каким был в 1869 году. Это здание не является памятником архитектуры и не охраняется законом. Однако для арзамасцев, да и для всей России, оно является памятником истории и культуры, так как навсегда связано с именем великого русского писателя.

Поэтому, полагаю, было бы правомерно установить на этом доме мемориальную доску, чтобы туристы и гости Арзамаса воочию увидели тот дом, который перевернул всю жизнь писателя. Не думаю, что это образует значительную дыру в городской казне.

На заседании комиссий в поддержку инициативы выступили директор департамента культуры Т. М. Ильченко, главный архитектор А. Н. Столяренко. В целом депутаты одобрили предложение, при этом высказались, что внешний вид здания надо бы привести в порядок. Когда это произойдет, не знаю.  Может, ко Дню города, может, позже.

Для меня важен и другой пункт, который депутаты записали в протокол. Это – необходимость  составит реестр всех памятников культуры и искусства, всех мемориальных досок. На протяжении ряда лет я пытаюсь привлечь внимание к этой проблеме. Она, действительно, существует. В свое время совет хранителей наследия составил такой реестр. Но с тех пор мы потеряли многие доски. Дошло до того, что  пропала доска с Воскресенского собора, которая оповещала, что он является памятником федерального значения и охраняется государством.

29 апреля 2014 года на «круглом столе» в защиту памятников советского периода, организованном местным райкомом КПРФ, я предложил создать комиссию, в которую вошли бы представители городской власти, «Единой России», КПРФ, совета хранителей наследия, других общественных органов, чтобы она провела проверку всех памятников культуры и искусства, всех мемориальных досок.И что?.. За два минувших года так ничего и не было сделано! Есть ли надежда, что на этот раз что-нибудь да сдвинется с мертвой точки? Скажу честно, сомнения грызут.

И вот почему.

Поговорили – и под сукно положили

В начале декабря прошлого года, я обратился в Арзамасскую думу с предложением проводить День славянской письменности и культуры на общегородском уровне, как это было в 1990-годы. Тогда при содействии Арзамасского отделения  Международного фонда славянской письменности и культуры, руководства города и активном участии церковнослужителей празднование стяжало общегородское признание, в котором участвовали тысячи арзамасцев, известные писатели и поэты.

К сожалению, в последние годы День славянской письменности и культуры стали отмечать «келейно»: благочиние само по себе, ограничиваясь божественной литургией и крестным ходом от Воскресенского собора до Поклонного креста в городском парке, светские организации – отдельно. А ведь этот праздник единственный государственно-церковный праздник в нашей стране, как определено Указом Президент Российской федерации № 323 от 16 марта 2010 года.

На заседании комиссии, члены которой представляли фракции «Единая Россия», «Новый Арзамас», КПРФ, с участием директора департамента культуры Т. М. Ильченко, зам. директора департамента образования В. В. Дряхловой, председателя совета хранителей наследия И. А. Гордеевцева, казалось, все были единодушны: праздник должен стать общегородским. Были даже высказаны интересные предложения, например, литературно-краеведческий конкурс им. П. В. Еремеева проводить под эгидой администрации Арзамаса, возобновить литературный конкурс им. А. И. Плотникова –для детей и юношества.

Договорились, что к середине января создать рабочую группу по организации праздника, она должна выработать план мероприятий и т. д. О чем в протокол записали.

Уже апрель. Были ли сделаны какие подвижки или нет,  не знаю. Может быть, я ошибаюсь, и рабочая группа родила уже планов громадье. Но информации – то никакой. Словно стоит штамп: «Совершенно секретно» или «Для служебного пользования». Что хочешь, то и думай.

Увидим ли когда памятник патриарху?

Пользуясь предоставленной газетой «Арзамасские вести» возможностью, хочу привлечь внимание властей города и общественности вот к чему. В январе 2017 года исполнится 150 лет со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Сергия. Учитывая выдающийся вклад нашего земляка в историю государства, Русской православной церкви, полагаю, что эта дата не должна пройти для арзамасцев бесследно. Времени осталось немного, поэтому уже сейчас необходимо начать подготовку к проведению мероприятий, связанных с юбилеем, используя опыт проведения торжеств по случаю 140-летия со дня рождения патриарха. И начать надо с образования организационного комитет по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения Святейшего Сергия, в состав которого включить и представителей благочиния Арзамаса, а если договориться, то и епархии. Десять лет назад подобный комитет возглавляли мэр города А.Н. Мигунов и архиепископ Георгий, а деятельность всех направлений курировал председатель Думы И.А. Плотичкин.

Должен заметить, что десять лет назад в Арзамасе, благодаря совместным усилиям городских властей, Нижегородской епархии и общественности, было сделано немало для увековечения памяти знаменитого земляка. Но осталось одно незавершенное дело – памятник патриарху Сергию так и не установлен, хотя уже отлит и стоит у Воскресенского собора. Причина – площадь, где должен быть установлен монумент, так и не реконструирована, как намечалось. На протяжении ряда лет ведутся разговоры уже даже не о реконструкции, а хотя бы привести ее в надлежащий вид, и всякий раз слышишь одно и то же – в бюджете нет денег.

Право, становится стыдно: восстанавливаем в городе прежде разрушенные храмы, возводим новые – и средства на это находятся; а вот на памятник тому, кто, несмотря на жесточайшее гонение на РПЦ, сумел сберечь церковь как институт, кто показал себя великим патриотом Земли Русской, обратившись уже 22 июня 1941 года к русскому народу подняться на борьбу с немецким фашизмом, кто ходатайствовал перед правительством об открытии в Арзамасе Воскресенского собора, когда в городе не действовал ни один храм, – денег нет.

Но если ничего не делать, то памятник так никогда не установим. Потому что кризис экономический рано или поздно обернется кризисом нравственным. И можно будет тысячи раз произносить высокие слова о патриотизме, о духовности, о сохранении памяти и других исконно-русских ценностях, но когда горожане и гости города видят, как возле собора стоит несколько лет стыдливо прикрытый монумент, это вызывает, мало сказать, недоумение.

Обо всем об этом я поведал на днях в письме к мэру Т. Ю. Парусовой. Полагаю, что многие арзамасцы солидарны со мной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »