«Жизнь памятника» (памятник Карлу Марксу г. Арзамас, Нижегородская область)

Апр 18 • Трибуна читателя • 1178 Просмотров • Комментариев к записи «Жизнь памятника» (памятник Карлу Марксу г. Арзамас, Нижегородская область) нет

Жизнь памятника напоминает человеческую жизнь, полоса белая, полоса черная, взлеты и падения. Сегодня мы вместе с вами сядем на эти временные качели и познакомимся с один из памятников города Арзамаса – памятников Карлу Марксу, который находится практически на пересечении улицы Карла Маркса и улицы Ступина.

Полоса белая.

Если открыть газету «Арзамасская правда» за 7 мая 1970 года, то в глаза сразу броситься яркий заголовок первой полосы «Гениальному вождю трудящихся». Огромное фото величественного памятника Карлу Марксу, надпись на постаменте «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сотни цветов и завороженные лица людей, восхищающихся озабоченным взглядом гениального вождя, устремленным в даль. Открытие памятника Карлу Марксу на одноименной улице в 1970 г. было для арзамассцев того времени великим событием. Сквер, в котором появилось это произведение искусства, созданное скульптором М.М. Лимоновым, постоянно заполнялся активной молодежью, которая глядя на своего вдохновителя, зачитывалась его произведениями. Цветы у памятника не увядали на протяжении всех времен года. Да и о таланте М.М. Лимонова не упомянуть нельзя. Бюст вождю пролетариата стал вторым памятником скульптора. Первый – молодому Аркадию Гайдару и по сей день украшает вход в музей писателя. Когда газета брала интервью у Михаила Михайловича, он с особой тревогой и сосредоточенностью говорил о создаваемом им произведении, ведь в то, советское время, облажаться с бюстом такому знаменитому человеку было бы равносильно смерти. Лимонов тщательно прорабатывал каждую черточку лица, каждую морщинку на лице Маркса, каждый завиток в бороде. За основу был взят московский памятник Карлу Марксу. Несмотря на это областная комиссия нашла, к чему придраться, властям Арзамаса было рекомендовано памятник утилизировать. Но горком партии стеной встал за этот постамент, так как уж очень он полюбился арзамасским рабочим. Из воспоминаний современников, мы можем услышать следующее: «Когда я проходил по улице Карла Маркса на работу, каждый день, оглядываясь на сквер, чувствовал, будто великий вождь пролетариата провожает меня взглядом, как бы говоря, Валера, на заводе работай в две силы сегодня!» (Валерий Лагутин, 70 лет). И действительно, подобные бюсты К. Марксу, В.И. Ленину были раскиданы по всей стране и вдохновляли не одного рабочего Советского Союза – как символ искусства того времени, как одна из самых характерных черт заводских небольших городков, каким и был Арзамас.

Черная полоса. Если идти по улице Карла Маркса сегодня, возникает непонятное чувство, будто за вами кто-то следит. Оборачиваешься, никого не видишь, лишь старый, заросший сквер по правую руку, по улице Ступина, да мороженщицу, которая разгадывает кроссворды. А куда же делся величественный Карл Маркс?

Насладиться этим памятником архитектуры можно лишь в том случае, если ты точно знаешь, что там, за деревьями внутри сквера стоит это произведение искусства. Сквер давно зарос, молодежь не заходит туда уже много лет, да и много лет уже никто из молодежи не зачитывается великими трудами вождя пролетариата. Экскурсоводы вряд ли уделят в своем обзорном экскурсе по городу место памятнику Карлу Марксу, который и многие жители Арзамаса-то ни разу не видели, настолько хорошо он оказался спрятан. Сотрудница историко-художественного музея г. Арзамаса на мое удивление подобной ситуацией ответила с грустью: «Не то время!». И становится обидно, что современное общество грубо меняет выражение «Искусство вечно», теперь у каждого произведения искусства есть определенный срок жизни. А раз есть срок жизни, значит появляется такое понятие как смерть памятника.

Открывая ту же самую газету «Арзамасская правда», но уже за 2003 г., читаем заголовок: «Вместо храма – памятник К. Марксу». Действительно, начало истории Арзамаса было связано с этим местом, с улицей, которая носила название улица Сальниковой, а не Карла Маркса. Здесь еще в XVIв. стояла Спасская церковь или Спас на проломе, а в последствие рядом выросла и Покровская церковь. При советской власти, как известно, не многие храмы избежали погибели, не спаслись и эти два великолепных памятника архитектуры, в 30-е гг. оба храма были разрушены, а улица получила имя великого вождя пролетариата. Вот на этом месте и появился памятник Карлу Марксу руки скульптора М.М. Лимонова. Читая статью дальше, становится страшно не по себе от таких несправедливых слов: «Так и стоит памятник К. Марксу, напоминая о временах, когда все и вся в нашей стране поверялось марксистской идеологией, и как укор разрушительству храмов и поруганию русских святынь». Видимо, давно в головах витает мысль о сносе памятника вождю пролетариата и постановке памятного монумента в честь погибших храмов. Вот она и смерть памятника собственной персоной.

Полоса белая? Полоса черная? Говоря об истории Советского союза, мы редко затрагиваем вопрос об искусстве, так как нам оно кажется слегка холодным, строгим, но все же оно уникально. И нельзя сравнить, что для исторического наследия важнее, памятник XVI-XVIIвв. или пример советского искусства. Мы возмущаемся, что в СССР сносили храмы, чтобы строить на их месте бюсты вождей, а сейчас собираемся провести такой же акт вандализма. Мы должны с уважением относиться к исторической памяти. Жизнь памятника очень похожа на человеческую, а человеку так сложно жить без друзей. И очень бы хотелось, чтобы друзья подстригли сквер, отреставрировали пьедестал и вновь заходили в гости.  Только от нас зависит, какая полоса наступит в жизни памятника завтра.

Жевакина Евгения Сергеевна 16.09.2013 21:06

http://www.events.volga.rt.ru/?id=1105

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »