Зеркальный коридор цензуры

Май 18 • Трибуна читателя • 588 Просмотров • Комментариев к записи Зеркальный коридор цензуры нет

Государство и церковь, верующие и атеисты. Всегда ли они уживаются в мире и согласии? Всегда ли они способны найти компромисс?

Для «правильного воспитания детей»

Месяц назад российские СМИ разнесли ошеломляющую весть: представитель патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей А. Владимиров заявил, что некоторые сочинения  А. Чехова, А. Куприна, И. Бунина, которые преподают в средних учебных заведениях страны, необходимо убрать из школьной программы. «Эти яркие художественные образы — это мина замедленного действия для наших детей», – припечатал великих классиков России протоирей. В частности, он выступил против рассказов «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина, в которых, по его мнению, воспевается свободная любовь: в одном случае обманутый муж убивает себя, в другом — распадается семья, в третьем — адюльтер кончается ничем. «Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования», — заявил протоиерей, не уточнив, правда, в чем заключается суть этих предложений. Но догадаться не сложно.

Обращает на себя внимание, что заявление отца Артемия, вызвавшее широкий резонанс в СМИ и интернете, последовало после того, как стало известно об организации «Общества российской словесности», возглавляемого патриархом Кириллом. На заседании патриаршего совета по культуре он заявил о том, что с данным предложением к нему обратился президент. По словам главы РПЦ, задачей общества будет улучшить образовательный процесс в школах. В частности, он отметил, что нужно сделать более качественным преподавание русского языка и литературы, давать обоснованные рекомендации.

Отец Владимиров, видимо, и посчитал нужным дать первые рекомендации по пересмотру школьной программы. Его не смутило то, что по Конституции Россия –  светское государство, к тому же церковь отделена от государства и не имеет права вмешиваться в его дела, как и государство не имеет права вмешиваться в управление РПЦ – свои отношения они строят на основе доверительности и уважения.

Наверное, реакция общественности на подобное предложение была бы не столь резонансной, если бы выступил иной священнослужитель, а не А. Владимиров – член Союза писателей России, известный своими телевизионными проповедями, педагог высшей категории, заведующий одной из кафедр Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения.

В своих суждениях о школьной программе отец Артемий не одинок. Руководитель патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства Д. Смирнов (тоже известный проповедник, частый гость на телевидении, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения) так же считает, что некоторые книги нужно убрать из списков по литературе для «правильного воспитания детей».

Успокоить общественность было призвано заявление председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата В. Легойды, который подчеркнул, что «точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов». «Таких планов нет», – заверил он и сообщил, что патриарх Кирилл выступает «за сохранение как большого объема преподавания русского языка и литературы, так и «золотого списка» классиков XIX и XX веков». Надо признать, что своевременная реакция руководства церкви сказалась положительно, и назревавший конфликт погас в зародыше.

Митинги как метод давления

К сожалению, так бывает не всегда. Вспомним хотя бы историю с нашумевшей постановкой «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Скандал получился такой, что пришлось вмешиваться прокуратуре, суду, министерству культуры, администрации президента. Хорошо, до кулачных боев не дошло.

А началось все с того, что молодой режиссер Т. Кулябин перенес действие оперы  Р. Вагнера в наши дни. В версии режиссера, Иисус Христос стал героем эротического фильма. И вот уже активисты выводят народ на улицу: верующие в праведном гневе протестуют против показа оперы, им противостоят защитники искусства. Новосибирский митрополит подает заявление в прокуратуру привлечь к ответственности руководство театра. Прокурорские в замешательстве: возбуждать дело – не возбуждать, и на каком основании. В конце концов возбудили административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера и директора театра, который допустил оперу к показу. Позже, однако, суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления.

Еще раньше федеральное министерство культуры, чтобы разрядить обстановку, приняло решение уволить Б. Мездрича с поста директора театра, а назначенный на его место В. Кехман убрал скандальную постановку из репертуара. «На мой взгляд, вопрос себя исчерпал, дело «Тангейзера» для нас закрыто, соответствующие административные решения, которые министерство культуры посчитало правильным принять, приняты, и хода назад не будет», — сказал министр культуры.  При этом он подчеркнул, что конфликты «не должны разрешаться в формате митингов и, тем более, уголовных и административных дел».

Заместитель руководителя администрации президента М. Магомедов в ходе рабочей поездки в Новосибирск сказал, что «осуществлена постановка оперы, которая приводит к противостоянию между светской и религиозной общественностью. Министерство культуры было вынуждено вмешаться в ситуацию, опубликовать свою позицию и принять соответствующее кадровое решение».

Вне всякого сомнения, светская власть, в лице министра культуры В. Мединского, в сложной ситуации повела себя мудро, организовав встречи с представителями всех конфессий, с гражданским обществом, выслушав мнение театраловедов.

Возникают закономерные вопросы: стоило ли выводить людей на митинги? Стоило ли распалять страсти? А может быть, кому-то нужно было, чтобы скандал разгорелся? Новосибирское телевидение показало видеокадры с митинга протестующих верующих. Среди них был замечен некий молодой человек, которого потом засняли в футболке: спереди – немецко-фашистская свастика, сзади – цифры 666 – символ сатаны. Кто он? Несомненно, провокатор. Да и владыка не отрицал, что в толпе могли быть провокаторы. Правда, у организаторов православного протеста свое мнение: «Его душа не выдержала дьявольского искушения».

Между тем, по информации О. Заева, руководителя информационно-консультативного центра по вопросам сектантства при новосибирском соборе Святого Александра Невского, в области действует около ста сект. Их численность достигает тысячи человек. А если учесть всех членов семей сектантов, то число людей, столкнувшихся с этой проблемой, гораздо больше. То есть речь идет о десятках тысяч новосибирцев. Так, по его оценкам, только в движение свидетелей Иеговы вовлечено около 2000 последователей, в христианской церкви (местное отделение евангельских христиан) — около 1000 человек.

Примечательно, что тоталитарные секты распределили между собой сферы влияния. В Новосибирске есть секты молодежной направленности, работающие в вузах (например, мунисты), в школах действует «целый корпус организаций, поставивших задачу переориентировать сознание человека в детском возрасте». Свидетели Иеговы и оккультная группа «Аят» ориентируются на людей среднего и старшего поколения. Есть тоталитарные секты, которые ориентируются на профессиональные нужды людей, — например, мормоны «завлекают на свои семинары под видом изучения английского с носителем языка». Так что всякие распри в обществе только на руку сектантам, желающим поймать рыбку в мутной воде.

Обращает на себя внимание тот факт, что после скандала с «Тангейзером» интерес к режиссеру проявил один столичный театр, известный тем, что в его репертуаре немало эпатажных спектаклей. Недавно, например, в Театре наций поставлен «Идиот», где режиссер, какс казано в одной рецензии,  нашедший «свою тропу — не уводящую в дебри надуманных концепций, но идущую параллельно с романом Федора Михайловича», поэкспериментировал с гендерностью: князя Мышкина играет актриса И. Дапкунайте, Настасью Филипповну — Р. Шаляпин, Аглаю — П. Чинарев.

В прессе уже давно говорят о том, что слишком неблагополучно в нашем «датском королевстве»: до неузнаваемости переделывают классиков, актеры бегают по сцене нагишом, ругаются матом, прилюдно спариваются. Не о художественных образах думают сегодня иные служители Мельпомены, а о звоне монет, потому и ставят скандальные спектакли. И что, всякий раз выводить людей на митинги?..

Церковники редактируют Пушкина

В 1990-е годы в Арзамасском театре юного зрителя (да, да, был такой!) поставили спектакль по «Сказке о попе и работнике его Балде» А. Пушкина. Группа верующих усмотрела тогда «кромолу» в том, что высмеивается священник. Стало быть, детям негоже смотреть на это «действо», так как оно может отразиться на «правильном воспитании» их. Составили соответствующую петицию и пустили ее в народ – для сбора подписей, чтоб власти города запретили показ «Сказки», растлевающей детские души. У властей хватило мудрости, чтобы не поддаться на влияние «толпы».

Однако уже в наши дни священнослужители из города Армавира Краснодарского края занялась переделкой этого классического произведения, переиздав «Сказку о попе и работнике его Балде», заменив при этом главного героя. Поменять попа на купца Кузьму Осталопа предложил священник из Свято-Троицкого собора отец Павел, посчитав, что Пушкин был верующим человеком и высмеять служителей церкви попросту не мог. К тому же, говорили «редакторы», впервые произведение увидело свет в 1840 году, и оппонентом Балды в ней выступал купец. Как пояснил руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей В. Вигилянский, выпуск обновленной «Сказки»  – это «вклад в изучение и популяризацию наследия великого русского поэта».

Научные специалисты Государственного музея Пушкина в Москве пояснили, что Жуковскому пришлось изменить авторский пушкинский текст «Сказки о попе и работнике его Балде» из-за церковной цензуры, существовавшей в России в XIX веке.

«Наши научные специалисты не видят никакого криминала в том, что Жуковский изменил текст Пушкина. Жуковский понимал, что без этих изменений произведение просто не будет опубликовано. Кстати, он делал это не раз – чтобы пройти церковную цензуру, изменял и некоторые слова в стихах Александра Сергеевича», – считает руководитель пресс-службы музея В. Кирсанова.

Выходит, что в XXI веке «Сказка» вновь подверглась церковной цензуре.

Вячеслав Панкратов.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »